Государство взяло пакет СМС
Операторов связи нагрузили социальными рассылками
Объем массовых СМС-рассылок властей для информирования россиян в России и за рубежом в связи с пандемией коронавируса вырос, по данным Минкомсвязи, на 300%. Затраты на это операторов связи могут оцениваться в десятки миллионов рублей. Как правило, они компенсируют их за счет коммерческих контрактов на маркетинговые СМС, но на фоне самоизоляции ритейлеры уже сократили такие рассылки на 25%.
Объем СМС-рассылок, которые применяют Минкомсвязь и региональные власти для информирования граждан, в связи с пандемией коронавируса вырос на 300%, рассказал замглавы Минкомсвязи Олег Иванов на онлайн-конференции ComNews. Из-за выросшей нагрузки, по его словам, несмотря на все усилия операторов, сообщения зачастую доходят долго. Рост объема рассылок во многом связан с информированием по порядку вывоза граждан России из-за рубежа, пояснили “Ъ” в Минкомсвязи. Такие входящие СМС бесплатны для абонентов. Помимо этого Минкомсвязь обсуждает с сотовыми операторами возможность обеспечить россиянам за рубежом возможность бесплатно принимать входящие звонки с фиксированного списка номеров и исходящие СМС, сообщал “Ъ” 22 апреля.
На рост массовых СМС-рассылок повлияла и кампания властей по информированию граждан о необходимости оставаться дома в период распространения коронавируса, указывает собеседник “Ъ”, близкий к одному из федеральных сотовых операторов связи.
По его словам, рассылка идет по принципу оповещений МЧС и, как правило, ограничивается определенным радиусом. «Операторы не получают от властей компенсации за СМС-оповещения, для них это полностью социальная история»,— уточняет собеседник. В МТС, «Вымпелкоме» и Tele2 отказались от комментариев, в «МегаФоне» не ответили на запрос.
На информирование россиян за рубежом приходится незначительная доля — около 5–10% от всех информационных рассылок властей, уверен руководитель Content Review Сергей Половников. «Безусловно, затраты операторов на такое информирование значительны, но они уже заложены во взаиморасчеты с роуминговыми партнерами на ближайшее время»,— отмечает он.
Если же пандемия продлится долго, затраты операторов на СМС-информирование как за границей, так и внутри России начнут расти, предупреждает эксперт.
Для информирования граждан СМС-рассылки наиболее эффективны, так как они охватывают в том числе кнопочные телефоны, отмечает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Затраты операторов на это могут оцениваться в десятки миллионов рублей, считает он, причем в базе сим-карт в нужном радиусе может быть и немало неактивных, а общая база операторов в России превышает 200 млн сим-карт.
Затраты на СМС-информирование граждан пока еще могут покрываться операторами за счет уже оплаченных контрактов на маркетинговые рассылки, но в дальнейшем операторы потеряют и этот источник дохода, поскольку компании начнут требовать пересмотра условий, добавляет аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Вынужденная самоизоляция граждан и ограничение работы компаний из многих сфер снизили объем массовых коммерческих СМС-рассылок на 25% практически по всем отраслям, подтверждает директор по IT группы компаний «Дэни Колл» Артем Журавлев.
Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области, 23 апреля
Признаюсь честно, иногда я тоже на несколько секунд невольно раздражаюсь на эти сообщения. Да, сегодня такие СМС стали приходить чаще
Опрошенные “Ъ” розничные сети подтверждают, что спрос на СМС-рассылки как маркетинговый инструмент снижается. Так, «Вкусвилл» предпочитает рассылать push-уведомления через приложение, а СМС отправляет только жителям ближайших домов при открытии новых точек, говорят в компании. Ozon считает наиболее эффективным оповещение клиентов через электронные письма и push-уведомления, а СМС использует, чтобы сообщить о статусе заказа, отметил директор клиентской аналитики и коммуникаций ритейлера Станислав Кондратьев. В IKEA уже полностью отказались от маркетинговых рассылок для привлечения внимания покупателей к акциям в магазинах и говорят о назревшей необходимости пересмотра условий сотрудничества с СМС-агрегаторами, предлагая оплачивать рассылки только по факту. Hoff, по словам директора по электронной коммерции Дмитрия Дворецкого, уже так и платит, при этом большой трафик позволяет ему иметь минимальные цены.