«Почта России» проявила гибкость
Цифровое подразделение госкомпании заключило крупнейшую в городе сделку по аренде коворкингов
На рынке города закрыта крупнейшая сделка по аренде коворкингов: «Почта России» сняла у ГК «Бестъ» 1,3 тыс. кв. м в проекте Avenue-Page на Аптекарской набережной. Эти площади займет цифровое подразделение госкомпании под названием «Почтовые технологии». Доля корпоративных клиентов в структуре арендаторов гибких офисов в Петербурге будет увеличиваться, прогнозируют аналитики.
«Почта России» арендовала 200 рабочих мест (1,3 тыс. кв. м) в коворкинге Avenue-Page на Аптекарской набережной, 18, принадлежащем ГК «Бестъ», сообщили стороны сделки. В госкомпании уточнили, что аренда площадей позволит разместить в одном месте сотрудников петербургского филиала «Почтовых технологий» («Почтатех», цифровое подразделение «Почты России»). Сейчас два офиса «Почтатеха» находятся в Петербурге и еще один расположен в Пушкине, но где именно, в госкомпании не уточнили. Основной офис «Почтатеха» размещен на Почтамтской улице, 16–18В, следует из данных портала HeadHunter.
Переезд «Почтатеха» будет происходить в несколько этапов и завершится в сентябре. Аренда площадей в коворкинге обойдется «Почте России» примерно в 4,5 млн рублей в месяц. Таким образом, в год госкомпания будет платить за гибкий офис 54 млн рублей. Размещение разработчиков и аналитиков в коворкинге будет дешевле прямой аренды аналогичного офиса с учетом затрат на закупку мебели, оргтехники и расходов на ремонт, отметили в «Почте России». По их подсчетам, экономия может составить до 30%. В группе «Бестъ» отметили, что речь идет о крупнейшей сделке по аренде площадей в коворкинге на рынке Петербурга.
Открытие Avenue-Page состоялось в апреле, это один из крупнейших гибких офисов Петербурга. Общая площадь коворкинга составляет 5 тыс. кв. м., он рассчитан примерно на 500 мест. Изначально «Бестъ» рассматривал варианты использования участка на Аптекарской набережной под строительство второй очереди бизнес-центра «Авеню» и апарт-комплекса, но затем пересмотрел свои планы. Инвестиции в возведение объекта составили 540 млн рублей. Развитием коворкингов под брендом Page группа начала заниматься в прошлом году, запустив первый гибкий офис на 41 рабочее место (320 кв. м) в здании на Тихорецком проспекте, 17. В 2022 году девелопер намерен открыть еще один коворкинг в составе апарт-отеля на Малом проспекте Васильевского острова, 54. В «Бестъ» отметили, что ведут с застройщиками и собственниками офисной недвижимости в Центральном и Василеостровском районах Петербурга и юго-западной части города переговоры о создании новых гибких офисов и управлении ими.
При аренде коворкинга не нужно согласовывать бюджет на обустройство офиса и входить в достаточно сложный, затратный и длительный процесс проектирования, строительства и комплектации, отмечает управляющий партнер IPG.Estate Иван Починщиков. Кроме того, отсутствуют жесткие договорные условия в отношении сроков, площади и штрафных санкций, добавляет он.
Доля корпоративных клиентов среди арендаторов коворкингов в Петербурге будет постепенно расти, прогнозирует заместитель руководителя отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге Наталья Киреева. По ее словам, до середины 2019 года рынок Петербурга отличало ограниченное предложение и отсутствие больших гибких офисных пространств, но в последнее время запускаются проекты площадью более 5 тыс. кв. м. Вслед за новым предложением появится и спрос, указывает она. Со стороны крупных международных и российских компаний поступают запросы на аренду рабочих мест в коворкингах, но рынок не способен закрыть предложение, говорит господин Починщиков.
Объем рынка гибких рабочих пространств в Петербурге составляет около 39 тыс. кв. м, оценивает господин Починщиков. Согласно прогнозу IPG.Estate, в 2020 году в городе будет запущено 14 новых проектов общей площадью 18,2 тыс. кв. м. Для сравнения, в 2019 году было открыто 12 коворкингов на 6 тыс. кв. м. По данным JLL, крупнейшими игроками на рынке являются сети «Офис-М», «Практик», Page (ГК «Бестъ»), Regus, GrowUp (Becar). Аналитики компании указывали, что спрос на рынке в основном формируют индивидуальные клиенты (фрилансеры, частные предприниматели, стартапы).