В штатном режиме
Шестой ежегодный рейтинг детских частных стоматологических клиник России
“Ъ” и Startsmile представляют шестое ежегодное исследование детских частных стоматологических клиник России. Пандемия выявила актуальные проблемы детской стоматологии: большинство клиник оказались не готовы к коммуникации в режиме онлайн, ряд клиник прекратил работу.
В рейтинг традиционно вошли российские клиники, оказывающие стоматологическую помощь детям. Они были разделены на две категории: «До трех лет» и «Старше трех лет». В первой категории представлен топ-15 клиник, во второй — топ-100. Все они оценивались на основании более чем 200 критериев, охватывающих все стороны деятельности клиники. Многие лидеры в категории «До трех лет» в текущем году перешли в раздел «Старше трех лет». Здесь они заняли места пониже (из-за большой конкуренции), все равно вошли в Топ-20, тем самым подтвердив свой высокий уровень. Практически все лидеры в категории «До трех лет» сохранили свои места.
Оценено более 600 учреждений. Отмечен незначительный рост числа детских стоматологий (уровней «бизнес» и «премиум»), принявших участие в рейтинге. Увеличение количества клиник обусловлено еще и тем, что столичные клиники стали открывать региональные представительства. При этом усилился отток детских врачей из небольших населенных пунктов в города-миллионники. Количество клиник продолжает расти, но часть из них быстро закрывается.
На протяжении последних лет Startsmile и многие авторитетные эксперты неоднократно указывали на дефицит узкоспециализированных детских стоматологий. Это касается помещения, технологий, врачей, сервиса и продвижения. Многие клиники сделали из этого вывод, что достаточно лишь открыть кабинет для приема детей. Такие учреждения зачастую не выдерживали конкуренции и быстро закрывались.
Топ-100 стоматологических клиник, работающих на рынке детской стоматологии дольше трех лет
|
Некоторые клиники бизнес- и премиум-уровней сообщили, что прошли аккредитацию международной организации JCI, которая отвечает за разработку стандартов качества и безопасности медицинских услуг. Безусловно, это хорошая новость.
Отмечена тенденция к разделению стоматологических услуг в соответствии с возрастом пациентов. Ряд клиник выделяет категорию «подростковая стоматология» с расширенным перечнем услуг. Другие клиники, напротив, специализируются на лечении молочных зубов. Все больше стоматологий привлекают к лечению детей врачей смежных специальностей: ЛОРов, педиатров и т. д. Некоторые клиники набирают группы детей и устраивают ознакомительные мастер-классы, где рассказывают о гигиене и уходе за полостью рта, а также знакомят пациентов с врачами и персоналом.
К сожалению, довольно большое количество стоматологий до сих предлагают морально устаревшие и не всегда безопасные методики лечения: серебрение зубов, лечение каналов резорцин-формалином и т. д. И, к сожалению, пациентами детских стоматологий все чаще становятся малыши, которым нет еще 3 лет, что свидетельствует об ухудшении здоровья зубов у детей.
Пандемия коронавируса стала проверкой готовности клиники общаться с пациентами в режиме онлайн. Недавние исследования подтверждают, что около 80% пациентов ищут клинику и врача в сети. А в ситуации вынужденной самоизоляции интернет остался единственным каналом коммуникации клиники и пациентов. И большинство клиник оказались к этому не готовы.
Топ-15 стоматологических клиник, работающих на рынке детской стоматологии менее трех лет
|
Сайты многих клиник низкого качества, они малоинформативны, с неудобной навигацией, часто не адаптированы под мобильные устройства. Сокращенные прайс-листы, отсутствие даже базовой информации о врачах. А ведь клиника должна публиковать на сайте не только фотографии и специализацию докторов, но и сертификаты, примеры сделанных работ, отзывы пациентов. Однако этому набору базовых требований соответствовало ограниченное число стоматологий.
Порадовали только лидеры рынка, которые оказались готовы к работе в условиях пандемии. У них, как правило, удобные и информативные сайты, качественные страницы в социальных сетях с регулярно обновляемым контентом и оперативным реагированием на запросы и комментарии. После начала пандемии именно такие клиники запустили онлайн-консультации, в том числе в видеоформате. На их сайтах есть личные кабинеты пациентов, где появляется информация о ходе лечения и даже реализована функция онлайн-оплаты услуг. Все это дает возможность решать многие проблемы и вопросы дистанционно.
Многие клиники в этот непростой период прервали работу. Но около 80% клиник из рейтинга-2020 работают в штатном режиме, продолжая оказывать стоматологическую помощь детям. И еще один позитивный вывод рейтинга-2020: качество стоматологических услуг топовых клиник не зависит от региона.