Фото: пресс-служба Воронежской облдумы
Воронежская областная дума направила в органы исполнительной власти региона дополнительные предложения по господдержке транспортной отрасли в период пандемии. Инициативы были выработаны в рамках парламентского Совета по устойчивому развитию экономики. Как пояснил председатель облдумы Владимир Нетёсов, предварительно рекомендации были проработаны членами парламентского комитета по транспорту, дорожному хозяйству и безопасности под председательством Владимира Верзилина с представителями автотранспортного сообщества региона.
«Мы обобщили предложения, выработанные в рамках Совета. Инициативы касаются как дополнительных мер региональной поддержки, так и возможной корректировки некоторых федеральных нормативных правовых актов. Нынешняя ситуация в пассажирской автотранспортной сфере региона требует принятия уже не точечных, а комплексных решений», – подчеркнул Владимир Нетёсов.
В ходе проведенного анализа в транспортном комплексе был выявлен ряд проблем. Так, только за первые две недели режима самоизоляции собственные доходы перевозчиков, обслуживающих городские, пригородные и междугородние маршруты, упали до уровня примерно в 25-30% в сравнении с обычным периодом. Убытки предприятий в сегменте пригородных перевозок увеличились за первую неделю действия режима самоизоляции на сумму порядка 8 млн руб. Пассажиропоток во вторую неделю действия режима самоизоляции вырос незначительно. В результате у транспортников начались кассовые разрывы, было сокращено обслуживание маршрутной сети на величину от 30 до 50%, в ряде случаев оно приостанавливалось на несколько дней.
«Федеральными и региональными органами власти анонсированы и частично введены меры поддержки перевозчиков. Но пока они не могут возместить убытки предприятий в том размере, в котором упали доходы, – отметил Владимир Нетёсов. – Отрасль одной из первых вошла в перечень наиболее пострадавших в РФ по постановлению правительства от 3 апреля. Это дает основания рассчитывать на полномасштабную поддержку. Важно, чтобы после снятия ограничительных мер в регионе не произошел транспортный коллапс, а сама отрасль не откатилась на несколько лет назад».
По словам Владимира Верзилина, предложения по мерам поддержки перевозчиков состоят из двух блоков: меры для направления на рассмотрение в правительство РФ и те, которые относятся к компетенции региона. «Федеральный» пакет инициатив включает предложение по приостановке до 1 июля 2021 года применения контрольно-кассовой техники в общественном транспорте, а также оснащение маршруток тахографами. Кроме того воронежские депутаты предлагают пересмотреть критерии предоставления «кредитных каникул» в части увеличения максимального размера потребительского кредита на приобретения транспортных средств (с залогом транспорта) с 600 тыс. до 3 млн руб.
Региональные меры касаются, в частности, рекомендации профильным департаментам провести работу с автостраховщиками, чтобы перенести ближайшие платежи (предстоящие в апреле-мае) по договорам обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров (ОСГОП) на три месяца.
«В условиях, когда резко снизились доходы предприятий и еще не начали работать анонсированные меры господдержки, наши предложения могут стать действенным средством сохранения работоспособности организаций. Для среднего предприятия это сотни тысяч рублей, для крупного (более 100 автобусов) – миллионы. Отсрочка позволит закрыть первоочередные расходы на выплату зарплаты и на приобретение горюче-смазочных материалов в самый критический период», – пояснил Владимир Верзилин.
Депутаты также предложили освободить предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки по маршрутам регулярного сообщения, и автовокзалы от уплаты земельного налога и арендных платежей в 2020 году (сотни тысяч рублей на среднее предприятие). Еще одна инициатива касается снижения для транспортников тарифов на вывоз твердых коммунальных отходов до уровня прошлого года и электроэнергию - на 50%. Для них же парламентарии предлагают региональным властям рассмотреть возможность дополнительного прямого субсидирования убытков, понесенных из-за введения режима самоизоляции. Финансирование осуществить из регионального бюджета за период действия режима самоизоляции и последующего восстановления пассажиропотоков.
Воронежская облдума предложила проработать с топливными компаниями возможность централизованных поставок автомобильного топлива для пассажирских автотранспортных предприятий области по сниженной цене. Среди рекомендаций Совета исполнительным органам власти – проработать с банками, обслуживающими автоматизированную систему оплаты проезда, возможность снижения процентной ставки на период до полугода. Также парламентарии считают необходимым проработать с лизинговыми компаниями возможность предоставления транспортным предприятиям области лизинговых продуктов с нулевым первоначальным взносом.
Очевидно, по мнению депутатов облдумы, что необходима корректировка параметров реформы общественного транспорта Воронежа с привлечением объединений перевозчиков. Необходимо обсудить сроки действия текущих контрактов и перехода к новой маршрутной сети, а также возможность предоставления отсрочки по обязательствам обновления подвижного состава.