Вирус, убивающий инфляцию
Банк России снизил ключевую ставку на два шага
Совет директоров ЦБ принял решение о снижении ключевой ставки до 5,5% — на два стандартных шага. Главный аргумент Банка России в этом решении — резкий рост дезинфляционного давления, вызванного падением спроса, как естественным, так и искусственным, из-за пандемии коронавируса. ЦБ прогнозирует снижение ВВП в 2020 году в диапазоне 4–6% с дальнейшим восстановлением в 2021 году предельно на 4,8% ВВП. Ставка может быть снижена дополнительно на следующих заседаниях совета директоров ЦБ — после уточнения того, в какой степени коронавирус является проинфляционным, а в какой дезинфляционным природным и социальным явлением.
Решение Банка России по ключевой ставки прогнозировалось большинством экономистов именно в этом виде — снижение на два стандартных шага до 5,5% годовых, меньшинство рассматривало варианты снижения до 5,75% и до 5–5,25%, после многочисленных сигналов ЦБ на прошлой неделе о возможности относительно сильного понижения ставки другие варианты почти не рассматривались.
В пресс-релизе Банка России по итогам совещания главной причиной решения указаны дезинфляционные риски.
ЦБ не отступает от базовых принципов инфляционного таргетирования, в рамках которого его основная долгосрочная цель — сохранение инфляции на уровне около 4% годовых.
Именно поэтому регулятор сконцентрировался на анализе баланса проинфляционных и дезинфляционных рисков. Последние признаны наиболее значимыми, хотя сам по себе анализ ЦБ очень противоречив — снижение ставки на 0,5 п. п. происходит на фоне явного роста инфляционных ожиданий при пока не реализованном эффекте переноса валютного курса в цены и при отмечаемых рисках сбоев логистических цепочек — это также может давить на цены вверх. Но ценовое давление вниз, в сторону низкой инфляции, Банк России оценивает как более высокое — масштабы сокращения внутреннего и внешнего спроса, определяемые пандемией коронавируса, очень велики, ЦБ предполагает падение ВВП в 2020 году на 4–6% (это относительно жесткий вариант прогноза, две недели у аналитиков, напомним, они были мягче — до 2,5%). В итоге, предполагает регулятор, инфляция в 2020 году составит 3,8–4,8% годовых — то ли немного ниже, то ли немного выше «таргета» ЦБ.
Решение Банка России, сопровождающееся данным однозначно в пресс-релизе сигналом о возможности дальнейшего снижения ставки, вероятно, подтверждает предположение о том, что уровень нейтральности ключевой ставки в новых условиях резко сдвинулся — расчеты ЦБ на этот счет пока не опубликованы, можно предположить сдвижение равновесия в район 4,5–5,5%. Ранее ЦБ оценивал его в 5–6%, считая ставку 6% годовых нейтральной, а свою денежно-кредитную политику, ДКП, умеренно жесткой. Противодействие жесткости ДКП в пресс-релизе объявлено антикризисным курсом Банка России, в том числе это определение дано и для регуляционных послаблений в отношении банков.