Самоизоляция обострила внутренние проблемы

На что чаще стали жаловаться россияне при обращении к психологам

На самоизоляции россиян стали чаще беспокоить отношения в семье и тревожность. По данным Московской психологической службы, сейчас больше трети всех обращений касаются этих тем. Скука и непонимание, чем себя занять в четырех стенах, в итоге привели к появлению настоящих психологических проблем. И, как рассказывали “Ъ FM” специалисты, количество обращений к ним только растет. С какими еще проблемами столкнулись россияне? И что именно вынуждает их искать в Яндексе ответы на вопрос «Как не сойти с ума»? Об этом — Глеб Силко.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Чувство одиночества, подавленность, тревожность — для некоторых людей все это стало синонимом длительной самоизоляции. И речь не только о тех, кто вынужденно оказался в четырех стенах в одиночестве. Увеличение числа разводов в Китае после снятия там ограничительных мер уже обсудили специалисты и пришли к выводу — такая ситуация может повториться и в России. Более того, тем, кто оказался в изоляции не один, она может грозить тем, что партнеры лучше узнают друг друга и далеко не всегда такое знакомство будет приятным. Чтобы справиться со всем этим, люди идут, то есть ходили, к психологам и психотерапевтам.

В целом из-за пандемии алгоритмы общения со специалистом не сильно изменились: сначала пациент выговаривается, а затем вместе с ним врач выстраивает тактику дальнейших действий, говорит основатель сервиса Zigmund.Online Даниил Чаус:

«Участились запросы, связанные с тревогой. Повышенная тревога приводит, в том числе, к большему количеству панических атак. Кроме того, как и раньше, запросы на тему личных отношений, просто кризисная ситуация и изоляция, мне кажется, это некий триггер, чтобы понять, что сложно находиться с близкими долго в замкнутом пространстве; бывают болячки, которые как правило, возникают не сейчас, а появились давно, и люди просто их осознают».

Есть и другая сторона: те, у кого работы из-за самоизоляции прибавилось, или они ее, наоборот, лишились. Как говорит руководитель психологического центра на Волхонке Анна Карташова, у ее клиентов, преимущественно у тех, кого принято считать средним классам, сейчас задач стало намного больше, чем обычно, и тревожность — это последнее, на что они жалуются.

«Они себе находят альтернативные занятия, в частности, занятия в новом формате. Тем не менее, не потерять все деньги — для многих это актуальные вещи, как это делать — это большой вопрос и большое новое поле, которое раньше, наверное, никаким образом в задачах у них не стояло, потому что все случилось внезапно, неожиданно и неожиданно надолго. Они чем-то занимаются. Поэтому, как не сходить с ума? Не сходить с ума — это структурировать свой день, структурировать свое время, ставить себе какие-то задачи», — уверена Анна Карташова.

Но есть и совсем необычные запросы. Например, как рассказал психиатр-психотерапевт, доцент Московского института психоанализа Владимир Файнзильберг, к нему клиенты приходят за информацией, они перестали доверять СМИ и тому, что говорят власти, а специалист, с которым у них уже давние отношения, вроде как становится вполне надежным источником.

«Народ просит информацию о том, когда же это закончится, потому что информация, которая льется на народ из средств массовой информации, — к сожалению, сегодня ситуацию комментируют люди разных профессий, разных взглядов и разного уровня образования, — это приводит к тому, что появляется очень много неверной информации, неквалифицированной, некомпетентной», — подчеркнул эксперт.

Очевидно, пандемия затронула все стороны жизни россиян. Тем, кто потерял работу, приходится думать, как выжить. Тем, кто ее сохранил, приходится бороться с неожиданно появившимися неурядицами в семье. А тем, кто смог наладить и этот быт, приходится разбираться с собственными глубинными проблемами.

В то же время дети лучше переносят давление самоизоляции, чем их родители, — таковы данные исследования Online Market Intelligence. Стресс и подавленность испытывают меньше 20% несовершеннолетних россиян.

Вся лента