Как поддержат водный транспорт
Правила игры
Адресная поддержка морского и внутреннего водного транспорта по предложению Минтранса ограничится лишь выделением средств Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) на заказ новых речных и морских судов. Предполагается, что ГТЛК получит из бюджета 34,7 млрд руб. и будет передавать суда в лизинг по ставке ниже коммерческой — 7,5% для грузовых и 2,5% для пассажирских и дноуглубительных. Выделенные средства будут направлены на авансирование строительства судов в РФ, а для оплаты их окончательной стоимости предполагается привлечение внебюджетных ресурсов.
В ГТЛК отказались от комментариев. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что речь идет о строительстве порядка 68 судов.
Если схема будет одобрена, она подведет итог под соперничеством между ГТЛК и Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) за роль единого лизингового оператора судов. Противостояние компаний началось в 2017 году, когда ГТЛК заявила о своих претензиях на программу в 33 млрд руб., расчеты по которой изначально готовила ОСК (см. "Ъ" от 26 января 2017 года). В итоге в 2018 году правительство решило выдать ГТЛК дополнительно 6 млрд руб. на строительство судов, которые изначально предполагалось передать кэптивной лизинговой компании ОСК «Машпромлизинг» (см. “Ъ” от 22 октября 2018 года). За их счет и с привлечением бюджетных средств ГТЛК построила 11 сухогрузов и две пассажирские «Кометы». В конце 2018 года почти 1 млрд руб., которые планировалось выделить ОСК в 2019 году, были сокращены. А в середине 2019 года стало понятно, что все бюджетные средства на льготный лизинг в 2020–2022 годах уйдут ГТЛК. Впрочем, президент ОСК Алексей Рахманов говорил, что у корпорации с ГТЛК есть договоренности по этому поводу. Всего на льготный лизинг в бюджете заложили по 5 млрд руб., при этом Минпромторг запрашивал более 100 млрд руб. (см. “Ъ” от 18 сентября 2019 года). Минпромторг не исключал повторного обращения в правительство при бюджетных корректировках.
В конце 2019 года правительство выделило ГТЛК 10,7 млрд руб. на приобретение 15 судов (сухогрузы, пассажирские суда на подводных крыльях «Валдай», судно на СПГ «Чайка», земснаряды и пассажирские теплоходы для Енисея). Кроме шести сухогрузов, конкурс на строительство которых планируется вновь объявить в ближайшее время, по всем судам заключены контракты с верфями и лизингополучателями (см. “Ъ” от 16 апреля).
Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что в рамках нового этапа программы по развитию лизинга судов номенклатура останется приблизительно такой же: речь идет о сухогрузах, различных пассажирских судах, а также дноуглубительной технике при соответствующем спросе.