Доиграется же
Российская премьер-лига планирует возобновить чемпионат в конце июня
Российская премьер-лига (РПЛ) рассчитывает возобновить проведение чемпионата страны, прерванного пандемией коронавируса, в конце июня, но не исключает вариант, при котором сезон доигран все-таки не будет. В этом случае продолжение получит одна из самых забавных и сложных в отечественном футболе историй — с расширением высшего дивизиона. РПЛ предлагает при срыве сезона просто добавить к 16 играющим в нем командам еще две — из следующей по рангу Футбольной национальной лиги (ФНЛ). Ранее идею расширения, по сути, блокировал Российский футбольный союз.
В понедельник состоялось очередное совещание руководителей Российской премьер-лиги и Российского футбольного союза с представителями клубов, посвященное подготовке к возобновлению сезона, прерванного в середине марта. И его итоги следует считать очень оптимистичными по сравнению с итогами предыдущих совещаний. В заявлении РПЛ впервые сказано не просто о намерении возобновить чемпионат страны, остановленный в марте за восемь туров до его окончания, а названы вероятные даты возобновления.
РПЛ сообщает, что предложила клубам два варианта календаря на остаток сезона, основываясь на свежих рекомендациях Союза европейских футбольных ассоциаций (UEFA): согласно им, национальные первенства должны завершиться в начале августа.
По первому варианту игры возобновятся 21 июня, по второму, предполагающему чуть более жесткий график выступлений,— 28 июня.
Из заявления следует, что в ходе совещания также обсуждались вопросы возвращения иностранных футболистов и сотрудников в клубы (ограничение на въезд для иностранных граждан в Россию действует до 1 мая). Кроме этого, РПЛ проинформировала, что совместно с РФС и Роспотребнадзором разработает рекомендации для команд, связанные с возвращением к тренировочному процессу, и регламент проведения матчей без зрителей. В нем будут описаны все необходимые аспекты, касающиеся организации игр в условиях действующих ограничений на проведение массовых мероприятий.
В повестке дня был также вопрос обмена клубами между лигами после окончания сезона. Уже очевидно, что действующий регламент соблюден не будет. По нему высший дивизион покидают две худшие команды (их места занимают лучшие из ФНЛ), а еще две играют стыковые матчи с клубами из второго по статусу дивизиона.
Заявление РПЛ описывает два новых сценария обмена. Их изучают рабочие группы премьер-лиги и РФС, за исполкомом которого остается окончательное решение. В одном речь идет о ситуации, когда реализуется основной план — с доигрыванием сезона. Тогда из календаря просто исчезнут стыковые матчи. Лигу напрямую покинут два клуба, а два «соответствующих критериям лицензирования» поднимутся наверх.
Другой сценарий привязан все-таки к признанию невозможным из-за эпидемиологической обстановки доиграть сезон. По замыслу РПЛ, если придется прибегнуть к нему, лига никого не потеряет. Наоборот, к 16 ее членам добавятся два из ФНЛ. В этом случае из-за плотности календаря будущий сезон «пройдет без кубковых матчей», а после него лига вернется к формату с 16 клубами.
Такой сценарий заставляет вспомнить одну из самых неординарных среди недавних историй, связанных с реформированием отечественного футбола.
В январе общее собрание РПЛ выступило за расширение не менявшегося уже два десятка лет числа участников ее чемпионата с 16 до 18 клубов с целью повысить его интенсивность и привлекательность. Президент лиги Сергей Прядкин отмечал, что задачи увеличить количество матчей и их интенсивность были поставлены в прошлом году главой РФС Александром Дюковым. Среди прочих обсуждался и вариант расширения лиги до 18 клубов.
Между тем спустя несколько дней после общего собрания РФС фактически заблокировал расширение. А его генеральный секретарь Александр Алаев, объясняя, почему структура резко против расширения, говорил о том, что «для игры 18 команд в РПЛ с адекватной ротацией мы должны иметь хотя бы 25 клубов, которые соответствуют по инфраструктурным и финансовым критериям уровню премьер-лиги», и констатировал, что «на данный момент экономической базы для такой реформы у нас нет».
Генеральный секретарь Профсоюза футболистов и тренеров России Николай Грамматиков согласился с этим тезисом, сказав “Ъ”, что «расширение возможно только при соблюдении финансовых и инфраструктурных требований», а в России «нет достаточного количества устойчивых команд». В качестве позитивного примера он привел мексиканскую лигу, недавно объявившую о закрытии на шесть лет, сказав, что в сложной ситуации «никто не будет вкладывать деньги в клубы, заниматься их спасением, если есть риск вылета».
По мнению эксперта, закрытие РПЛ помогло бы «сконцентрироваться на вопросе куда более важном, чем календарь».
Это «экономическая составляющая лиги», которая не выполняет функции «коммерческого донора», присущие ведущим европейским лигам: «Наш чемпион получает от нее всего около $5 млн». Николай Грамматиков считает, что ЧП с коронавирусом может послужить дополнительным стимулом для проведения «существенных экономических реформ» в РПЛ и даже облегчит их, учитывая послабления, на которые готов идти UEFA. Он, например, уверен, что такие реформы должны включать «дополнительные возможности для владельцев клубов», даже вплоть до разрешения им иметь долю в других командах, то есть до легального оформления «уже де-факто, на понятийной основе существующих фарм-клубов».