Кредиты провалили тест на «корону»
Банки на Урале стали чаще отказывать заемщикам
Банки Свердловской области сообщили о росте отказов в потребительском кредитовании. Участники рынка отмечают, что при рассмотрении заявок стали обращать внимание на влияние нового коронавируса на отрасль, в которой работает заемщик.
О сокращении доли одобренных кредитных заявок от физических лиц в Свердловской области сообщили в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). Так, за год уровень одобрения кредитов снизился на 2,3% и в марте составил 31,9%. Гендиректор НБКИ Александр Викулин отметил, что в этом году на показатель повлияло распространение новой коронавирусной инфекции, а также экономическая ситуация в стране и мире.
Банки подтверждают, что процент отказов по потребительскому кредитованию вырос. Так, в Уральском банке реконструкции и развития (УБРиР) зафиксировали рост этого показателя на 15–20% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Как пояснил директор центра розничных рисков УБРиР Александр Трофимов, чаще всего причиной отказа становится большая закредитованность клиентов в других банках, а также то, что заемщик не может предоставить полный пакет документов для подтверждения необходимого дохода.
В банке «Нейва», который реализует программы необеспеченного потребкредитования, за март — апрель отклонили 75% кредитных заявок от физических лиц. Это на 5 процентных пунктов больше, чем в 2019 году. «Такая динамика связана с корректировкой методики оценки заемщиков с учетом возникшей ситуации. Например, банк учитывает, насколько пострадала от распространения коронавируса отрасль, в которой работает клиент, сохраняется ли у него возможность обслуживать новый кредит»,— рассказали в пресс-службе «Нейвы», добавив, что не рекомендуют заемщикам в тяжелой финансовой ситуации решать ее с помощью нового кредита.
В ВТБ отметили, что доля отказов в предоставлении кредитов осталась на уровне прошлого года. При этом там зафиксировали рост по всем видам кредитов в марте. «В апреле из-за пандемии коронавируса снизился поток клиентов в розничных отделениях, значит, сократился и объем выдачи потребкредитов офлайн. Доля онлайн-заявок на кредиты наличными выросла в два раза и сейчас превышает 60%»,— сообщили в пресс-службе ВТБ.
В Уральском банке Сбербанка подтвердили, что доля заявок, поступивших через онлайн-каналы, растет: если в марте она составляла 70%, то в апреле достигла 96,5%. «В марте и первые три недели апреля в банк поступило на 20% больше заявок на потребкредиты по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Средняя сумма продукта снизилась: в марте она составляла 230 тыс. руб., в апреле — 192 тыс. руб.»,— рассказали в пресс-службе Сбербанка.
В УБРиР за потребкредитами клиенты чаще обращались только в марте — спрос на них вырос на 65% к марту 2019 года. Однако уже в апреле повышенного спроса не наблюдалось. «Вероятно, в марте люди ожидали повышения ставок по кредитам на фоне ослабления рубля, снижения цен на нефть и объявленной пандемии. Поэтому клиенты старались получить займы на выгодных условиях. Сейчас же из-за ухудшения экономической ситуации многие понимают, что могут и не справиться с дополнительной долговой нагрузкой»,— полагают в банке.
В банке «Нейва» рассказали, что за март — апрель получили около 1,5 тыс. заявок на кредитование от физлиц, что на 21% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В пресс-службе такую динамику связали с режимом самоизоляции граждан, а также сокращением активности банка по привлечению клиентов по этому направлению из-за развития кризиса.