«Главная цель — повышение емкости сети»
Директор макрорегиона «Юг» Tele2 Константин Мотлях — о влиянии пандемии на мобильную связь, продаже абонентами минут и гигабайт и перспективах курортного сезона.
Прошлый год для Tele2 был успешным: как в южных регионах, так и в целом по России оператор продемонстрировал двузначные темпы роста по большинству ключевых показателей. В этом году компанию ждут новые вызовы. Tele2 продолжает расширять зону покрытия и емкость сети LTE, а также развивать обширную линейку мобильных сервисов. Задачей Tele2 остается сохранение качества связи и сервиса в условиях роста нагрузки на сеть, - отмечает Константин Мотлях.
— Какую динамику показала абонентская база компании в южных регионах по итогам первого квартала нынешнего года?
— Первый квартал компания Tele2 по России в целом и на Юге в частности закончила очень хорошо. Мы достигли всех целевых показателей, установленных акционерами. Среди них рост абонентской базы, а также качество работы сети и обслуживания клиентов в рознице. Нужно отметить, что на итогах января-марта еще не сказался режим самоизоляции, вызванный пандемией коронавируса. Поэтому в первом квартале мы продолжили динамичный рост, показатели которого были двузначными и по выручке, и по абонентской базе в сегменте B2B. У нас пока его доля сравнительно невелика, поэтому динамика роста численности B2B-абонентов опережает показатели B2C.
— Сейчас вы уже ощутили воздействие пандемии?
— Ограничения, которые были введены во всех регионах Юга России, конечно, сказались на приросте абонентской базы. В Ростове мы были вынуждены закрыть салоны связи после введения мер по предотвращению распространения вируса. Позже было издано постановление губернатора, которое разрешило работу розницы сотовых операторов. Но из-за режима самоизоляции трафик в салонах сократился. Это привело к снижению темпов притока новых абонентов.
— Что вы предпринимаете для снижения негативного воздействия эпидемии?
— За март и апрель мы приложили дополнительные усилия для развития интернет-продаж и значительно продвинулись в этом направлении. Это не новый для нас канал привлечения клиентов, над его развитием мы работали не один год. Он рос эволюционно, динамика зависела от естественного притока покупателей в онлайн-среде. Но сразу после введения самоизоляции, мы зафиксировали увеличение количества заказов в интернет-магазине Tele2 в девять раз. Кроме того, мы значительно расширили зону бесплатной доставки, включив в нее Новочеркасск, Гуково, Каменск-Шахтинский и ряд других крупных населенных пунктов Ростовской области. В течение ближайшего времени мы продолжим развивать это направление дальше.
— Потребление каких сервисов Tele2 наиболее динамично росло в нынешнем году и как на эту динамику повлияла эпидемия?
— За март голосовой трафик в нашей сети вырос на 6 –12% в зависимости от региона. Объем передачи данных увеличился в среднем на 15%. В конце марта и в апреле мы зафиксировали перемещение трафика в спальные районы крупных городов.
В январе-феврале традиционно не происходит значимых изменений в распределении выручки по услугам. Но уже в марте наилучшую динамику продаж начали показывать сервисы, востребованность которых выросла на фоне эпидемии и самоизоляции. Самый быстрый рост, семикратный, мы зафиксировали по услугам широкополосного интернет-доступа и интерактивного телевидения «Ростелекома», которые мы реализуем в своей розничной сети. На втором месте с темпом роста около 46% — подбор потребительских кредитов и кредитных карт на нашем маркетплейсе. Третье место заняли сервисы, связанные с погашением кредитов, денежными переводами, пополнением банковских карт и т. п.
Отдельно стоит выделить платформу «Маркет Tele2», на которой абоненты могут продавать гигабайты и минуты. После начала самоизоляции объем сделок, проходящих на ней, резко вырос. Если взять статистику по югу, то количество проданных минут увеличилось на 35%, гигабайтов — на 31%. Аналитики прогнозируют рост востребованности этого сервиса.
Если говорить о наших профильных, то есть телекоммуникационных, услугах, то я бы отметил растущий интерес к M2M-решениям, в основном, со стороны охранных предприятий. Также в B2B-сегменте выросло потребление сервисов на базе SMS. В частности, услуга «SMS-таргет» помогает компаниям искать новых клиентов: мы ищем в своей базе абонентов, которые по тем или иным критериям соответствуют параметрам целевой базы заказчика и производим рассылку сообщений по их номерам. Делается это, разумеется, только в том случае, если абоненты подтвердили готовность получать рекламные сообщения.
Также тенденцию к росту более динамичному, чем в аналогичные периоды прошлых лет, показывают услуги по организации корпоративной АТС, «Бизнес SMS» (отправка информационных сообщений партнерам и клиентам компании — всем сразу или выборочно) и др. Если в ноябре-декабре их проникновение в B2B-сегменте нашей абонентской базы составляло около 50%, то уже в марте оно достигло 72%. Нужно отметить, что эту тенденцию мы связываем не только с изменением профиля потребления телеком-услуг из-за пандемии и самоизоляции. Спрос на услуги Tele2 в сегменте B2B растет естественным образом благодаря повышению качества наших сервисов, а также росту количества возможностей, которые предоставляем бизнес-абонентам.
— Падение курса рубля как-то сказалось на деятельности компании?
— На профиль потребления наших услуг колебания курсов валют не влияют. И пока мы не можем оценить, как падение рубля скажется на реализации нашей инвестиционной программы, которая подразумевает закупку импортного оборудования. Как и весь мир, мы сейчас только начинаем прогнозировать возможное влияние этих тенденций. Сейчас мы наблюдаем за рынком и видим, что некоторое время назад курсы валют достигли локального пика, потом снизились. Делать выводы пока что рано. Однако мы готовы к колебаниям рынка. Мы продолжаем развиваться и строим сети в соответствии с ранее принятой инвестиционной программой. В первом квартале ее основной акцент приходился на повышение емкости сети в крупных городах. Сейчас в южных регионах, включая Ростовскую область, идет активная установка оборудования стандарта LTE на те базовые станции, которые раньше работали в сетях предыдущих поколений. Это делается для поддержания качества работы сети в условиях увеличения нагрузки. В этом году мы также успели запустить две новых базовых станции для покрытия «белых пятен».
— Говоря о «белых пятнах», стоит отдельно упомянуть довольно распространенные проблемы с покрытием внутри зданий. В этом году вы планируете реализовать проекты indoor-покрытия?
— Клиенты становятся все более требовательными к качеству связи не только на улице или дома, но и в крупных торговых центрах, отелях, выставочных центрах и рынках. Поэтому на юге наибольшее количество indoor-решений мы реализуем на Черноморском побережье Краснодарского края, куда в курортный период приезжают сотни тысяч наших абонентов. Поэтому мы постоянно расширяем емкость сети 4G в отелях, а также в крупных кафе и ресторанах: например, Hyatt в Сочи и Radisson Blue в Имеретинской долине.
В Ростовской области Tele2 также активно развивает зону покрытия мобильного интернета внутри больших торгово-развлекательных центров, где трафик постоянно растет. Так в ближайшее время мы планируем значительно улучшить качество сети в ТРЦ «Мегамаг» и «Горизонт», а также в строящемся рядом с ним отеле Radisson.
— С высокой степенью вероятности в этом году у жителей России не будет возможности провести отпуск на зарубежных курортах. В то же время есть надежда, что ограничения на перемещения по стране будут сняты или хотя бы смягчены в сравнительно близкой перспективе. В этом случае можно ожидать, что численность туристов на черноморском побережье окажется в нынешнем году выше обычного. Вы к этому готовитесь?
— Побережье для Tele2 всегда имело особое значение, поскольку сюда приезжают отдыхающие из других регионов страны и зарубежья. Ежегодно количество наших абонентов, приезжающих в сезон отпусков на курорты Краснодарского края, растет на 12-15%. В этом году мы прогнозировали больший прирост, но эти расчеты были сделаны еще до пандемии. Сейчас такой уверенности уже нет. Ограничения на перемещения создают риск, что ситуация будет другая. Прогнозировать ее развитие не берется никто. Тем не менее, все планы технологического развития сетей мы реализуем. Здесь задача та же — повышение емкости сети. Растет не только количество абонентов Tele2, приезжающих на курорты Черного моря, но и потребление услуг в пересчете на абонента. Особенно это заметно в сегменте передачи данных. Поэтому у нас стоит задача построить в Краснодарском крае до начала сезона больше 100 новых базовых станций стандарта LTE. В этот сезон мы должны войти с еще более высоким качеством работы сети, чем в прошлом году, когда у нас был зафиксирован исторический рекорд с точки зрения качественных показателей.
— С учетом такого подхода к побережью развиваете ли вы покрытие автомобильных и железнодорожных трасс, по которым на курорты добираются отдыхающие?
— Для южных регионов характерна высокая плотность населенных пунктов, которые обычно находятся вблизи трасс и главных магистралей. Предоставление высокого качества связи и мобильного интернета даже в небольших хуторах – приоритетная задача Tele2. Поэтому тест-драйвы качества связи, например, на М-4 «Дон» от Москвы до побережья Черного моря показывают, что количество «белых пятен» на карте этой трассы стремительно сокращается. Однако постоянно растут требования абонентов. И мы стараемся соответствовать этим требованиям – предоставлять 4G везде, где это возможно, даже в горных районах, где строить сеть очень сложно.
— Сейчас многие работники предприятий во всех отраслях перешли на «удаленку», в основе которой как раз услуги передачи данных, телефонная связь и т. д. Насколько успешно Tele2 адаптировалась к новым условиям?
— К началу апреля мы перевели на удаленную работу почти всех офисных сотрудников в стране, чтобы создать безопасные условия в момент пандемии. Главной задачей при переходе в такой режим работы – обеспечить информационную безопасность. Поэтому IT-специалисты компании за две недели предоставили удаленный доступ для более чем 8000 работников оператора по всей стране, в том числе и в Ростовской области. В компании организовали три вида доступов: для корпоративных ноутбуков сотрудников, для удаленного подключения к рабочим компьютерам с домашних ПК, для создания виртуальных рабочих столов. При этом, все внутренние коммуникации мы смогли вывести в отдельные онлайн-каналы — мобильную почту, специальное приложение для сотрудников «На связи», SMS-информирование и даже корпоративный канал в мессенджере.
Отдельная задача стояла по организации удаленной работы для операторов контактных центров. Тем, кто работает на первой линии поддержки, оборудовали домашние офисы и перевели их на удаленную работу постепенно, чтобы сохранить высокий уровень и качество обслуживания. Свыше 2000 сотрудников в Саранске, Иркутске, Ростове-на-Дону и Челябинске ежедневно помогают клиентам Tele2 и отвечают на их вопросы.
Помимо дистанционной работы, сотрудники контактного центра Tele2 провели несколько прямых эфиров в социальных сетях «ВКонтакте» и Instagram. На протяжении часа они общались и консультировали сотни абонентов на совершенно различные темы, связанные с работой оператора. В этот раз прямой эфир проводили по другим правилам – из дома, соблюдая все правила самоизоляции. Сейчас около 96% сотрудников Tele2 по всей стране работают в дистанционном режиме.