Камеры проверили пропуск
Первые штрафы за проезд без разрешения начали приходить автомобилистам
Автовладельцы начали получать штрафы в 5 тыс. руб. за проезд без пропуска, который зафиксировали дорожные камеры. Постановления присылает Московская административная дорожная инспекция (МАДИ). Юристы жалуются в Генпрокуратуру, настаивая на незаконности действий властей. КоАП России допускает рассылку «писем счастья» только за нарушение ПДД или стоянку на газоне, обращают внимание эксперты, а нарушение режима карантина под эти категории не попадает.
Сообщения о первых штрафах в 5 тыс. руб., вынесенных МАДИ за проезд без пропусков (ст. 3.18.1 КоАП Москвы), появились в сообществе «Синие ведерки» 28 апреля. Пока известно о нескольких случаях. Так, постановление получил москвич Максим Чирков за проезд без пропуска по ТТК в районе Спартаковской площади. Он уже обжаловал штраф, поскольку утверждает, что пропуск оформлял и машину в него вписал. В похожей ситуации оказался Владимир Рожков: пропуск у него действующий, заявил он телеканалу «Москва 24». Штраф он также собирается обжаловать. Автовладелец Сергей (фамилия неизвестна), судя по опубликованному «Синими ведерками» скану, оштрафован за проезд без пропуска по Северянинскому путепроводу, москвичка Алина Лир — на Ленинградском проспекте в районе метро «Сокол».
Все четыре постановления получены за нарушения, совершенные 22 апреля (в день запуска автоматической фиксации цифровых пропусков).
Таким образом, с момента фиксации до момента получения «письма счастья» проходит 6–7 дней.
Ранее все опрошенные “Ъ” автомобильные юристы (“Ъ” неоднократно об этом рассказывал) настаивали на незаконности подобного наказания, более того, говорили они, рассылка подобных писем в принципе невозможна.
Для контроля пропусков ЦОДД проверяет машины, «пробивая» номер по спискам департамента информационных технологий Москвы: если пропуска нет, то материалы передаются МАДИ, которая и выносит постановление. Инспекция при этом ссылается на ст. 3.18.1 КоАП Москвы, которая позволяет привлекать к ответственности собственника машины в соответствии со ст. 28.6 КоАП РФ — в упрощенном порядке, без вынесения протокола, опроса водителя, путем направления «письма счастья» по почте. Такой порядок можно использовать только при нарушениях ПДД и при нарушениях в области благоустройства (например, при стоянке на газоне), прямо следует из текста ст. 28.6 КоАП, подчеркивает президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Таким образом, утверждает он, федеральная норма применяется МАДИ незаконно.
Еще одно нарушение, говорит господин Травин, связано с предоставлением МАДИ личных данных автовладельцев для вынесения штрафов. В 2013 году МВД и правительство Москвы заключили соглашение о передаче полномочий по рассмотрению дел по ч. 5 ст. 12.16 КоАП (нарушение правил стоянки или остановки в столице), позволяющее МАДИ получать сведения о собственниках машин для вынесения штрафов в упрощенном режиме. Однако, подчеркивает Виктор Травин, использовать эти данные для постановлений по ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП Москвы нельзя, так как указанным соглашением это не предусмотрено. Правозащитник уже обратился в связи с этим с жалобой в Генпрокуратуру.
Многие опрошенные “Ъ” юристы ставят под сомнение и саму возможность применять ст. 3.18.1 КоАП Москвы за нарушение режима самоизоляции (независимо от того, кого штрафуют — водителя или пешехода).
Эксперты ссылаются на вышедшее недавно разъяснение Верховного суда, где сказано, что физические и юридические лица, нарушающие режим самоизоляции, должны наказываться в рамках федерального, а не регионального законодательства. Штрафы должны выноситься по ст. 20.6.1 (штраф от 1 тыс. руб.) либо по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ (штраф от 15 тыс. руб.; применяется в отношении граждан, обязанных находиться на карантине).
В департаменте транспорта Москвы данных о количестве оштрафованных водителей пока не раскрывают. Ранее в ЦОДД сообщали, что на прошлой неделе выявили более 327 тыс. граждан без пропусков.
Комментируя штраф, полученный Максимом Чирковым и Владимиром Рожковым, в департаменте заявили, что провели проверку и выяснили, что автовладельцы ошиблись при вводе госномера в пропуск.
Подобные ошибки допустили многие автовладельцы, говорит источник “Ъ” в правительстве Москвы. «Даже если я ошибся, почему система спокойно дала мне вписать неправильный номер автомобиля и потом не известила меня об ошибке»,— возражает Максим Чирков.