Операторы прильнули к тепловизорам
Телекоммуникационные компании нашли новую нишу
Операторы связи занялись продажей тепловизоров для выявления людей с температурой в бизнес-центрах и на предприятиях. Подобные комплексы с возможностью распознавания лиц уже начали устанавливать у корпоративных клиентов «ЭР-Телеком» (бренд «Дом.ru») и «Ростелеком», дистанционное измерение температуры с видеоаналитикой предлагает и «МегаФон». Рынок таких решений может достигнуть сотни миллионов долларов и будет расти даже после пандемии, надеются операторы.
Крупнейшие операторы связи начали предлагать услуги по измерению температуры тела в потоке людей. «Ростелеком» представил такое решение на координационном совете по противодействию коронавирусу Российского союза промышленников и предпринимателей 28 апреля, следует из повестки мероприятия (есть у “Ъ”). Предлагаемые им центры контроля включают программно-аппаратный комплекс для подключения тепловизионных камер на объекте, рабочее место оператора, модуль распознавания лиц и мониторинг использования масок, они могут измерять температуру одновременно у 30 людей в кадре на расстоянии до восьми метров. «Ростелеком» уже установил 160 таких систем заказчикам из различных отраслей, сообщили “Ъ” в компании. Решение основано на облачной платформе «Ростелекома» и технологиях, которые оператор применял для видеонаблюдения на выборах в 2012 году.
Похожее решение по измерению температуры подготовил и «ЭР-Телеком». Оно одновременно может померить температуру у 40 человек, оператор запустил его вместе с компанией «Форпост» в шести крупных промышленных предприятиях. Запросы поступают из медицинской, нефтегазовой, машиностроительной и других отраслей, уточняют в «ЭР-Телекоме». «МегаФон» также предлагает тепловизоры корпоративным клиентам в составе видеоаналитики, говорит представитель компании, а для вокзалов, аэропортов и спортивных сооружений возможна установка тепловизоров, совмещенных с металлодетектором.
Стоимость одного комплекта такого оборудования может составлять около $10 тыс., оценивает заместитель руководителя центра компетенций НТИ на базе Сколтеха Виталий Шуб.
Такие системы могут быть востребованы в местах массового скопления людей: в торговых и бизнес-центрах, транспортных узлах, в спортивных комплексах, больницах, школах, вузах и офисах, считает он. В целом рынок подобных решений в России может оцениваться в сотни миллионов долларов, полагает эксперт. Для клиента стоимость владения комплексом на 12 месяцев составляет примерно 1–1,3 млн руб., поясняет источник “Ъ” на телекоммуникационном рынке. Значительную часть в затратах на систему составляет покупка оборудования, включая видеокамеры и тепловизоры, на стоимость которых влияет курс валют, пояснили в «ЭР-Телекоме». По мнению вице-президента «Ростелекома» Валерия Ермакова, тепловизионные системы останутся востребованными и после пандемии коронавируса, позволяя организациям защитить сотрудников от всплесков вирусных заболеваний.
Услуги мониторинга температуры можно приобрести и по подписке, когда подобные комплексы активируются на предприятиях во время сезонных всплесков ОРВИ, объясняет директор технологической практики в риск-консалтинге KPMG в России и СНГ Сергей Вихарев. Если применение комплексов действительно снизит издержки от временной нетрудоспособности сотрудников, то их потребителями смогут стать крупные бизнес-центры и предприятия, допускает он. Но эффективность систем может быть существенно снижена тем, что заболевшие в порядке симптоматического лечения принимают жаропонижающие препараты и, оставаясь заразными, не могут быть выявлены тепловизорами, предупреждает он. Кроме того, поскольку такие решения предполагают распознавание лиц, что может быть приравнено к сбору биометрической информации, может потребоваться согласие сканируемых.