Студентов МГУ хотят учить в школах
Виктор Садовничий анонсировал масштабную административную реформу
Ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий подтвердил планы объединить факультеты главного вуза страны в 14–16 школ. Он уточнил, что факультеты сохранят «полную автономию, руководство, финансирование и выборность деканов». Однако детали будущей масштабной реформы до сих пор не до конца понятны ни деканам, ни образовательному сообществу. В научном клубе «1 июля» заявляют, что новая структура университета «поставит окончательную точку в череде разрушительных преобразований системы высшего образования».
Во вторник ректор МГУ Виктор Садовничий подтвердил намерение вуза объединить более 40 факультетов вокруг 14–16 научных школ разных направлений. Он заверил, что факультеты сохранят «полную автономию, руководство, финансирование и выборность деканов». Сами же школы будут возглавляться научными советами — в них войдут «руководители факультетов и выдающиеся ученые», «которые будут обсуждать, какие междисциплинарные направления надо поддержать». При этом ректор не уточнил, будут ли ликвидированы в процессе реформы какие-либо факультеты или дублирующие друг друга кафедры. Напомним, подробности будущей реформы главного вуза страны на прошлой неделе сообщило в своем Telegram-канале издание «Проект» со ссылкой на источник в руководстве одного из факультетов. Независимое сообщество студентов, преподавателей и выпускников «Инициативная группа МГУ» составило слайды презентации на основании полученной информации с разбивкой факультетов по новым школам.
По их данным, социологию, политологию, публичную политику и социальные науки планируется объединить в школу социальных наук, а историю, культурологию, религиоведение и философию — в школу гуманитарных наук.
Отметим, “Ъ” с 24 апреля пытается получить официальную позицию вуза, однако пресс-секретарь университета Лариса Бакулина все это время не отвечает на звонки и запросы “Ъ”.
Виктор Садовничий отметил, что абитуриенты по-прежнему будут поступать на факультеты, структура которых останется прежней. «Для студентов нужно создать возможность выбора траектории обучения после второго курса,— заявил он ТАСС.— Все это в рамках школы может обсуждаться и учитываться в учебных планах на факультетах, эти планы потом каждым факультетом будут утверждаться… Школы позволят им выбирать свою индивидуальную траекторию обучения, не попадать в заданный на первом курсе "коридор" обучения». Каким образом это будет функционировать, господин Садовничий не пояснил.
Ректор заявил, что «почти все деканы выразили согласие и поддерживают такую координацию». Однако, когда “Ъ” в минувшие выходные пытался проверить информацию о реформе МГУ, шесть деканов заявили, что либо не слышали об этом, либо знают «на уровне слухов» — официальное обсуждение реформы с ними не проводили (см. “Ъ” от 27 апреля).
«Университетская публика ничего не знала, мне звонили заведующие кафедрами — они просто в недоумении, что никто не спросил, не обсудил, ничье мнение не учтено»,— возмущается президент филологического факультета Марина Ремнева.
«Речи о закрытии факультетов не идет, все они будут функционировать,— пояснил “Ъ” после совещания во вторник (состоялось спустя несколько часов после публикации интервью ректора) декан философского факультета МГУ Владимир Миронов.— Суть в том, чтобы в рамках больших блоков координировать прежде всего научную работу. Плюс существуют междисциплинарные проекты, например, на стыке философии, культурологии и истории, пиара и журналистики. Это поможет вместе вести работы, ни о какой ликвидации кафедр речи не идет». По его словам, господин Садовничий в ходе совещания попросил деканов представить свои предложения по поводу возможных изменений. «Части программы развития еще будут обсуждаться детально и глубоко в зависимости от тех направлений деятельности, которые будут в этих новых школах определены,— заявил "Ъ FM" декан факультета психологии Юрий Зинченко.— Полной картины о том, какие школы будут, сейчас нет, и никаких решений на эту тему никто не принимал». При этом он добавил, что те «схожие и дублирующие» курсы, которые есть на разных факультетах, «должны быть оптимизированы» в рамках новых школ.
Опрошенные “Ъ” руководители вузов заявили, что узнали о предлагаемых изменениях в МГУ из СМИ.
«Укрупнением структур занимаются многие мировые вузы — это требование жизни,— говорит ректор МФТИ Николай Кудрявцев.— Это поможет сконцентрировать лучшую коммуникацию и предоставить студентам больше свободы и выбора». По его словам, в Физтехе три года назад произошла подобная реформа: 11 факультетов были объединены в шесть школ. «Это непростое мероприятие, тут самое сложное — убедить коллектив»,— отмечает господин Кудрявцев. На вопрос “Ъ” об опасениях студентов и профессоров, что некоторые кафедры и факультеты в ходе реформы могут ликвидировать, он ответил так: «При любом делении возникают такие вопросы, но какие-то факультеты приходится реформировать, потому что их тематика становится неактуальной. Или же какие-то научные направления выходят на плато, и там уже не нужно задействовать столько сил».
В НИУ ВШЭ также указали, что подобные преобразования происходят и в других странах. Но отметили, что в МГУ ее «будет сложно осуществить». В профсоюзе «Университетская солидарность» считают, что новая модель усугубит бюрократические проблемы вуза.
В клубе «1 июля», в который входят академики, члены-корреспонденты и профессора РАН, настроены решительно против:
«Планируемые изменения структуры и программ МГУ поставят точку в череде разрушительных преобразований системы высшего образования, начатых уже много лет назад без ясного смысла и целей и вопреки мнению ученых и преподавателей».
В клубе обращают внимание, что за последние 20 лет в МГУ появился целый ряд новых факультетов, уровень которых «не идет ни в какое сравнение с традиционными факультетами университета». Как полагают члены клуба, «существует очевидная опасность, что при слиянии факультетов разного уровня и разной природы преимущество получат именно представители "молодых" и "нужных" факультетов, а университетские научные школы, сохраняющие лучшие традиции отечественного фундаментального образования, будут утрачены».
По словам Виктора Садовничего, программа развития университета до 2030 года будет обсуждаться «ближе к осени» советом трудового коллектива — высшим органом управления МГУ, после чего документ может быть принят, а затем представлен «руководству страны».