IT уходит в прошлое
Рынок может упасть сильнее, чем в кризис 2015 года
Падение российского IT-рынка по итогам 2020 года может превысить 30% в долларовом выражении, после чего его ждет сложное восстановление весь 2021 год, прогнозируют в IDC. Ситуация может оказаться хуже, чем в кризис 2015 года, падение уже затронуло сегменты мобильных телефонов, компьютеров и серверов. IT-рынок зависит от других отраслей экономики, отмечают его участники, надеясь на быстрое восстановление.
По итогам 2020 года объем российского IT-рынка может упасть более чем на 30%, рассказал “Ъ” вице-президент исследовательской компании IDC в России и СНГ Роберт Фариш. В оценке рынка он учитывает поставки IT- и телеком-оборудования, софта и IT-услуг. Прогноз основывается на перспективе снижения ВВП на 3–6% при условии стабильного курса рубля. «Если в середине апреля еще можно было сравнивать нынешнее падение IT-рынка со спадом на 37,3% в 2015 году, то последние данные Росстата о снижении объема грузоперевозок на 7% показали, что сейчас ситуация еще более серьезная»,— отмечает господин Фариш.
По предварительным данным IDC, в первом квартале 2020 года поставки мобильных телефонов в Россию упали на 28% в долларовом выражении, персональных компьютеров и планшетов — на 10%, серверов — на 12%, а выросла только техника для печати — на 3,5%.
IT-рынок в 2021 году ожидает «сложное и целенаправленное восстановление», в результате чего в выигрыше окажутся такие отрасли, как медицина, образование, медиа, телекоммуникации, коммунальные службы и региональное управление, полагает господин Фариш, при этом многие компании продолжат работать удаленно, а цены на мобильный интернет вырастут. Кроме того, в ближайшие полгода будут иначе расставлены приоритеты в бюджетах нацпроектов — их направят на задачи восстановления бизнеса, прогнозирует эксперт.
Большинство участников рынка согласны с оценками IDC. Скорее всего, IT-рынок сократится на 15–40% в долларовом выражении, считает заместитель гендиректора группы компаний Angara Дмитрий Пудов. После кризиса 2015 года рынок практически сохранил объем в рублях, хотя и сократился вдвое в долларах, перестроился и вернулся к росту, но сейчас ситуация кардинально отличается, рассуждает он, «рынок не просто должен принять новую систему координат, ему еще только предстоит узнать, в каких условиях придется работать в будущем». Это означает, что не стоит ждать быстрого возвращения к траектории роста, резюмирует господин Пудов.
При этом, по его оценке, для сегмента информационной безопасности в целом ситуация может оказаться не такой драматичной, так как она заставила организации обратить внимание на имеющиеся пробелы.
Ситуация в экономике напоминает домино: страдают одни отрасли и тянут за собой другие, отмечает руководитель дирекции вычислительных комплексов, сервиса и аутсорсинга компании «Инфосистемы Джет» Антон Павленко. Это особенно отражается на IT-рынке, который работает по сервисной модели, предоставляя услуги для компаний различных секторов, поясняет он. При этом отличие текущей ситуации от кризиса 2015 года — высокая степень цифровизации всех отраслей экономики, указывает директор департамента информационных технологий IT-компании КРОК Мария Уколова. По ее мнению, сейчас ИТ-рынок «не столько падает, сколько меняется», так как, в отличие от других отраслей, он может реагировать и перестраиваться довольно быстро.
Сдерживающими факторами для рынка стали временная приостановка заводов в Юго-Восточной Азии, а также сбои в логистике в силу ввода ограничений в сфере международных перевозок, отмечает глобальный гендиректор Softline Сергей Черноволенко, но сейчас ситуация с этим постепенно стабилизируется. В то же время из-за наложения кризиса на нефтяном и валютном рынках и ввода режима самоизоляции IT-рынок столкнулся с «беспрецедентным» падением спроса, признает он, надеясь, что эта ситуация не станет затяжной. Есть ощущение замедления бизнес-процессов, особенно при работе с небольшими компаниями, подтверждает глава представительства NetApp в России и СНГ Татьяна Бочарникова. По ее словам, за год к апрелю 2020 года выручка компании выросла в России более чем на 25%, хотя по следующему финансовому году делать прогнозы теперь сложно.