Железные дороги разошлись с законом
Спецрежим для нацпроектов не поддержали юристы
Законопроект, призванный ускорить железнодорожные стройки ОАО РЖД, встретил резкую критику юристов. Согласно поправкам, президент РФ сможет утверждать перечень приоритетных строек, для которых полностью или частично отменяется ряд строительных и экологических нормативов. Совет по кодификации гражданского законодательства счел такой подход «концептуально непригодным», в особенности в том, что касается наделения президента полномочиями отменять действие норм федерального законодательства вне чрезвычайной ситуации. Юристы соглашаются, что законопроект вызывает сомнения с точки зрения его соответствия Конституции.
Совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства дал экспертное заключение на проект поправок к закону о железнодорожном транспорте, внесенный группой депутатов Госдумы. Поправки призваны упростить согласование железнодорожных строек в рамках комплексного плана модернизации инфраструктуры до 2024 года (КПМИ), в который, в частности, входят увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба до 180 млн тонн, рост контейнерного транзита в четыре раза и другие проекты.
В заключении совета от 10 апреля говорится, что законопроект «не может быть поддержан по мотивам его полной концептуальной непригодности».
Законопроект устанавливает облегченный порядок согласования и ведения строительства для приоритетных проектов, перечень которых определяется президентом РФ. Так, документация по планировке территории приоритетных объектов инфраструктуры может утверждаться при отсутствии таких объектов в документах территориального планирования и без проведения общественных обсуждений и публичных слушаний. Возможна корректировка границ особо охраняемых природных территорий. Решение суда об изъятии земельных участков для строительства приоритетных объектов подлежит немедленному исполнению, разрешено начинать стройку до получения разрешения на строительство и т. д.
Однако в Совете по кодификации документ восприняли очень негативно.
«Цели, ради которых могло бы отменяться действие обозначенных проектом актов законодательства, не оправдываются ни буквальным содержанием проектируемых положений, ни даже соображениями важности реализации приоритетных инфраструктурных проектов на железнодорожном транспорте»,— говорится в документе.
Отмечается, что этим законопроектом президент наделяется полномочиями отменять по своему усмотрению действие тех или иных правил федерального законодательства, и в этом можно усмотреть аналогию института чрезвычайного положения, но гораздо менее определенную. Последствия же применения проектируемых положений «самым пагубным образом могут сказаться на многих защищаемых законодательством интересах», сообщается в документе. В ОАО РЖД от комментариев отказались.
Андрей Белоусов, первый вице-премьер, 18 марта
Нужно сделать такие же изъятия из законодательства при строительстве Восточного полигона, которые мы делали, когда строили Крымский мост
Экспертиза Совета по кодификации обязательна в тех случаях, когда затрагиваются нормы гражданского законодательства, поясняет руководитель аналитической службы юридической фирмы «Инфралекс» Ольга Плешанова. Хотя, отмечает она, законопроект может быть принят и при отрицательном отзыве совета, его мнение, как правило, учитывается. В данном случае, подчеркивает юрист, заключение не просто отрицательное, а очень жесткое, что бывает редко.
Партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов отмечает, что с рядом сделанных советом выводов нельзя не согласиться. Так, законопроект предлагает создание исключительных условий, предполагающих либо снижение государственного регулирования инвестиционного процесса при реализации ОАО РЖД своих проектов, либо его отсутствие. При этом решение о применении такого исключительного порядка оставляется лично за президентом РФ, то есть, по сути, предлагается игнорирование принципа разделения власти между законодательной, судебной и исполнительной, отмечает господин Горбунов.
Проект направлен на создание чрезвычайного режима и наделение президента чрезвычайными полномочиями в области регулирования отдельных проектов, соглашается Ольга Плешанова. Конечно, отмечает она, это противоречит общим началам гражданского законодательства и не согласуется с конституционными правилами о том, что гражданские правоотношения регулируются законом на федеральном уровне.