Нет и не надо
Должно ли государство помочь НКО в кризис
Меры государственной поддержки некоммерческих организаций в кризис обсуждались неоднократно и на самом высоком уровне. Поддержать НКО предлагали и в Общественной палате, и в Государственной думе. Намерение как-то помочь благотворительным организациям высказывали спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и премьер-министр Михаил Мишустин. До сих пор никакой существенной помощи некоммерческим организациям от государства не пришло. И не нужно. Если государство и должно помогать кому-то с целью спасения третьего сектора экономики, то не благотворительным организациям, а их жертвователям.
То, что государство несерьезно относится к благотворительным организациям, Русфонд знает по собственному опыту. Мы строим регистр доноров костного мозга, где включение добровольца обходится втрое дешевле, чем в регистрах, которые строят государственные клиники. Несмотря на это очевидное конкурентное преимущество, государство не поручает Русфонду строить регистр и дальше, а продолжает доверять эту работу своим институтам, втрое менее эффективным. А нам дает гранты, благодарит с трибун, но поручить работу, дать подряд — нет.
Другой пример сотрудничества государства и НКО, который принято приводить,— фонд «Вера». Этот фонд во главе со своим знаменитым директором Нютой Федермессер показал государству на примере Первого московского хосписа, как может быть налажена паллиативная служба, и… создание паллиативной службы не было поручено фонду «Вера», но Нюта Федермессер была приглашена возглавить московские паллиативные структуры.
Государство хвалит благотворительные организации, государство дарит им подарки в виде грантов, государство проверяет их деятельность. Но почти никогда не поручает им ничего серьезного. Не правда ли, это похоже на отношение к ребенку? Хвалить, дарить подарки, контролировать, но не считать серьезным партнером.
Стоит ли удивляться, что НКО, к которым государство относится как к детям, сами подчас относятся к государству, как дети относятся к взрослым,— безответственно? Всякий, кто живет в карантине с детьми, знает: дети в карантине капризничают. Мне, например, трудно проводить рабочие совещания по скайпу из-за плохого качества связи, но ведь обязательно в самый неудобный момент еще и ворвется сын требовать сладостей или дочки срочно потребуют помочь с уроками. Полагаю, что занятые борьбой с коронавирусом министерства точно так же реагируют на требования НКО помочь им, как я реагирую на вторжение сына в рабочий кабинет: раздражением.
Между тем не надо думать, что клянчить деньги у государства есть имманентное свойство некоммерческих организаций. В Европе, например, и Америке в довирусные времена государства поручали своим НКО создавать регистры доноров костного мозга, налаживать социальные службы, строить клиники и университеты, проводить исследования — важные дела. На них государства давали своим НКО подряды. И теперь, когда кризис наступил, НКО в Америке и Европе объединяются в ассоциации — нет, не для того, чтобы просить у государства поддержки, а для того, чтобы предложить своим государствам консолидированную помощь.
Это нормально. Некоммерческие организации по сути своей направлены на оказание помощи в решении социальных проблем. Кому предназначена эта помощь? Государству, ибо это его проблемы. В норме некоммерческие организации для того и создаются, чтобы не просить о помощи, а оказывать помощь.
Если кому помощь и нужна, так это жертвователям благотворительных организаций, людям и компаниям, которые дают деньги на решение тревожащих их социальных проблем. В докоронавирусные времена государства в Европе и Америке помогали этим людям и компаниям жертвовать — хотя бы тем, что предоставляли им налоговый вычет на средства, которые пошли на благотворительность. И вот результат: во время кризиса НКО в Америке и Европе не стали государству еще одной обузой, но продолжили оставаться деятельными помощниками.
В России же НКО, которые в кризис активно действуют, можно пересчитать по пальцам. Я бы на месте премьер-министра так и сделал — сразу составится список организаций, которым можно доверять государственные подряды на оказание социальных услуг.