Из рая в пандемию
Как живут российские туристы, которых эвакуируют с Мальдив
Вечером 29 апреля самолет «Аэрофлота» эвакуирует с Мальдив около 60 российских туристов, вынужденно застрявших там на целый месяц из-за пандемии коронавируса. Получить долгожданные авиабилеты смогла примерно пятая часть сформировавшейся в «тропическом раю» российской колонии; остальные были вынуждены переходить в режим жесткой экономии. На отрезанном от мира острове-отеле подходят к концу, например, запасы десертов, поэтому сладости по решению общего собрания достаются только детям. Приходится экономить даже успокоительные средства, в которых остро нуждаются двое страдающих эпилепсией туристов, ведь больным еще предстоит 20-часовой перелет домой.
Как пояснили связавшиеся с “Ъ” российские туристы, за электронные билеты на рейс «Аэрофлота» Мале (Мальдивы)—Коломбо (Шри-Ланка)—Москва—Санкт-Петербург, запланированный на 29 апреля, до сих пор идет нешуточная дистанционно-электронная борьба. Дело в том, что многие из «колонистов» уже пытались вернуться домой предыдущим рейсом, улетевшим в Москву 8 апреля, но их в итоге «развернули» за несколько часов до посадки, пояснив, что право на эвакуацию пока предоставляется только жителям Московского и Санкт-Петербургского регионов. То есть тем пассажирам, которые не будут разъезжать по стране после прилета, а готовы самоизолироваться на двухнедельный карантин сразу после посадки самолета в одном из двух российских аэропортов назначения — Шереметьево или Пулково.
На этот раз отбракованные с рейса 8 апреля туристы-регионалы, по их словам, учли допущенные ранее ошибки и подошли к процедуре бронирования более ответственно. Они попросили московских друзей и родственников оформить на сайте «Госуслуги» официальные согласия на двухнедельный карантин мальдивских «гостей» в своих квартирах, что и было сделано. Однако и контроль за оформлением билетов за это время тоже ужесточился. От владельцев столичной и санкт-петербургской недвижимости стали требовать не только заявление и документ, подтверждающий право собственности на жилье, но также копии кадастрового паспорта и выписки из домовой книги.
В итоге желающие самоизолироваться, например, в московской «двушке» с прописанной там семьей, в очередной раз отсеялись — для прохождения карантина зачитывалось только отдельное и пустующее жилье.
Таким образом, какое количество туристов примет на этот раз российский борт, неизвестно. Во всяком случае, глава турфирмы «ОСА-тур» из Пермского края Светлана Оболянская точно улетит. Бизнесвумен, оказавшаяся на Мальдивах в качестве обычной туристки, попросила московских приятелей зарезервировать для нее целый коттедж, причем расположенный в 10 минутах езды от аэропорта Шереметьево. По мнению госпожи Оболянской, организовавшей взаимодействие колонистов между собой и с «внешним миром» через специально созданные чаты в соцсетях и мессенджерах, рейс SDM6266 должен будет забрать не менее 60 «мальдивцев». Остальные места достанутся «цейлонцам», что вызывает у российских туристов определенную тревогу.
На Шри-Ланке коронавирус, по официальным данным, поразил уже 611 человек, в то время как Мальдивы опасная инфекция пока обходила стороной. Так, во всяком случае, считают представители местной российской колонии. По их словам, об этом свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что на островах уже во время разыгравшейся пандемии осели, чтобы переждать опасность, двое наших известных соотечественников.
Именитым гостям якобы удалось обойти все введенные запреты и перебраться в экологически и эпидемически чистый тропический рай на частных самолетах.
При этом жизнь вновь прибывших и вынужденно оставшихся, по мнению последних, сложилась по-разному. Как рассказали “Ъ” так называемые организованные туристы, все они прилетели на Мальдивы в середине-конце марта соответственно, на неделю-две.
В рамках входящих в пакетные туры услуг трансфера гостей развезли на гидросамолетах и катерах-спидботах по разным островам-отелям, в которых те и заселились.
Среди отдыхающих оказались преимущественно семьи: отправившиеся в свадебное путешествие молодожены из Новосибирска, пожилая чета из Орла с внуком, которой путевку подарил сын, супруги из Новокузнецка, прилетевшие в тропики для лечения ребенка-астматика. В последних числах марта туристов должны были снова отвезти в аэропорт Мале, а оттуда — забрать в Москву. В те дни, как уверяют поселенцы, «Аэрофлот» совершал ежедневные рейсы между столицами двух стран и с регистрацией на рейсы не было проблем.
Однако, как рассказала “Ъ” Светлана Оболянская, собиравшаяся вылететь домой 30 марта, накануне ей прислали эсэмэску, извещающую о переносе рейса на 2 апреля. Одновременно закрылся на карантин и отель, в котором она отдыхала, а гостье предложили организованно переплыть на спидботе на другой остров, пообещав частично субсидировать стоимость дальнейшего проживания. Второй отель обошелся госпоже Оболенской в $400 в сутки — остальное доплачивали местные власти. Когда 8 апреля российский рейс, наконец, прилетел и улетел без представительницы пермской туриндустрии, администратор отеля сообщил ей, что льготный период проживания кончился и теперь за жилье придется платить уже нормальную цену — $1200. Так в жизни отдыхающей и появился отель №3 — тот самый Dream Island, в котором она прожила все оставшиеся дни. На этот остров власти Мальдив организованно перевезли около 140 туристов (всего на курорте их около 300), предложив им весьма привлекательную по местным меркам цену проживания — $100 за номер в сутки. Так на Острове Мечты и образовалась своего рода русская колония, существующая уже целый месяц.
С апреля, как говорят туристы, российские власти стали выплачивать им на карты так называемые командировочные из расчета 2400 руб. на взрослого и 1600 руб. на ребенка в сутки, что сразу привело к имущественному расслоению в сообществе. Например, семье с двумя детьми госдотации с лихвой хватало на жилье, в то время как туристу-одиночке приходилось прилично доплачивать за номер из своих.
Уже с первых дней апреля вынужденные переселенцы начали звонить друзьям и родственникам с просьбами оказать им материальную помощь. Тем более что администрация отеля однозначно дала понять, что ни одного должника с острова не выпустит, а покинуть отель нарушитель сможет только на полицейском катере.
Финансовые вопросы, впрочем, так или иначе удалось утрясти, тем более что поселенцы в общем-то жили на всем готовом. Туристы перезнакомились между собой, подружились и даже сформировали клубы по интересам. Мужчины занялись традиционной на Мальдивах рыбалкой, стали упражняться в пляжном волейболе и заплывах за коралловый риф, а по вечерам даже позволяли себе купить в баре бутылочку спиртного. Дамы тем временем осваивали йогу с местным инструктором, организовали детский сад под открытым небом, в котором по очереди командовали бабушки и мамы.
Проблемы начались под Пасху, когда выяснилось, что на Острове Мечты кончились яйца, а лететь или плыть за ними в Мале никто из персонала не собирается. В знак уважения к религиозным чувствам гостей хозяева согласились выдать им только краски, которыми те разрисовали вместо яиц собранные на пляже ракушки. После Пасхи оскудел и остальной рацион колонистов.
Из-за отсутствия яиц в отеле перестали выпекать горячо любимые россиянами булочки — вместо них появился пресный хлеб наподобие лаваша, который дети категорически отказывались есть.
Заставить юного туриста проглотить кусок лаваша можно было только обильно намазав его «Нутеллой», но и запасы этого лакомства, как оказалось, были на исходе. В итоге общее собрание переселенцев постановило держать последние запасы лакомства под замком и выдавать его только самым капризным членам колонии. «Вообще, здесь мы стали гораздо щепетильнее относиться к пище,— пояснил “Ъ” один из туристов.— Например, недоеденное блюдо в ресторане уже не увидишь — все берут ровно столько, сколько могут съесть. Хотя голод нам пока еще не грозит — тунец и рис здесь точно никогда не кончатся».
Гораздо более остро перед туристами встала проблема отсутствия лекарств. Дело в том, что даже самые опытные путешественники, имеющие в своем анамнезе хронические болезни, не догадались взять с собой в поездку месячный запас препаратов. При этом на Острове Мечты специфические лекарства вообще не продавались, а купить их, например, в Мале, можно было, только попав на прием к врачу-специалисту и получив от него рецепт.
В итоге первым забил тревогу диабетик, у которого закончился инсулин. Его проблему удалось решить с помощью россиянина, прилетевшего на Мальдивы по индивидуальному плану — тот, к счастью для колониста, оказался его товарищем по несчастью и к тому же более запасливым.
А вот двум туристам, страдающим эпилепсией, в «тропическом раю» стало совсем плохо. Как выяснилось, весьма специфические, но в тоже время крайне необходимые им психотропные средства на Мальдивах вообще нельзя купить даже после консультаций с врачами. В стране законно продаются лишь аналоги нужных лекарств, действие которых может быть непредсказуемым для россиян. Между тем взятый в поездку лимит успокаивающих препаратов давно исчерпан.