Для перезагрузки внутренних часов
Никита Борисоглебский о том, какую классическую музыку слушать дома
Замедлиться и прикоснуться к вечному — с этими задачами, выполнение которых живительно для человеческой психики в условиях стресса, всегда легко справлялась классическая музыка. «Коммерсантъ Стиль» попросил Никиту Борисоглебского, скрипача c отличным музыкальным вкусом и блестящей карьерой, самого молодого солиста Московской филармонии и заслуженного артиста России, собрать особенный плей-лист для любых состояний, пока мир на паузе. Музыкант рассказывает, у каких композиторов время течет в замедленном режиме, чья музыка не позволит опустить руки и даст отдых уму.
Иоганн Себастьян Бах
Сочинения Иоганна Себастьяна Баха — это основа основ, фундамент, на котором держится вся музыка, в том числе и современная. С него мы и начнем наш плей-лист. У этого композитора вы найдете произведения на любой вкус и для любого состояния души — серьезные и меланхоличные; оптимистичные и заряжающие энергией. К таким светлым сочинениям я бы отнес замечательную «Рождественскую ораторию». Говоря о ней, сразу вспоминаю традицию великого пианиста Святослава Рихтера: раз в год он собирал дома друзей, чтобы от начала до конца прослушать запись этой оратории.
Сочинение длится два с половиной часа, и для его восприятия требуется усердие — здесь пригодится умение концентрироваться и абстрагироваться от всего постороннего. Кстати, рихтеровская традиция существовала довольно долго — на посиделках гости слушали эту музыку для очищения и перезагрузки внутренних часов. Сейчас у нас есть и время, и возможность последовать их примеру — оценить запись этой «очищающей» музыки. Весь мир — «на паузе», так почему бы не провести это время с пользой для себя?
Увертюры Людвига ван Бетховена
Музыкальное сообщество празднует юбилейный год Бетховена, но это не единственный повод познакомиться с его сочинениями. Советую послушать увертюры композитора в исполнении Камерного оркестра Европы под руководством Николауса Арнонкура. С одной стороны, дирижеру удалось сделать не «пыльную», современно звучащую запись, с другой — он верно передал бунтарский и энергичный дух Бетховена. Увертюры — не громадные симфонии или мессы, которым нужно посвящать много времени. Это небольшие произведения, инструментальные драмы, которые просто приятно послушать.
Квартеты Людвига ван Бетховена
Не рассказать о 16 квартетах Бетховена было бы преступлением. Этот обширный пласт бетховенских сочинений является признанным шедевром камерной музыки. Квартеты — одни из наиболее часто исполняемых произведений Бетховена наряду с его симфониями. Интересно прослушать все 16 сочинений и проследить связи между ними, уловить изменения в настроении и мыслях композитора. В ранний период творчества Бетховен создал шесть квартетов, музыкальный язык которых был близок к стилю венской классической школы — стилю Моцарта и Гайдна. Следующие четыре квартета были написаны во времена творческого расцвета композитора, когда он работал над знаменитыми симфониями — Пятой, Шестой и Седьмой. В плане музыки это уже «типичный Бетховен», которого мы знаем и любим: энергичный, трагичный и очень волевой. Последние шесть квартетов — наиболее загадочные, сложные, глубокие сочинения. Хрестоматийное исполнение квартетов Бетховена, от которого никогда не устаешь, можно найти в записях Alban Berg Quartett.
Записи Карлоса Клайбера
Когда у меня появляется время для слушания, то первая мысль — включить записи австрийского дирижера Карлоса Клайбера. Лишь после этого начинаю выбирать конкретное сочинение. Практически все интерпретации маэстро вызывают ощущение постоянного, непримиримого стремления вперед. Ты чувствуешь движение, наполненность, внутреннюю жизнь музыки.
Никаких остановок. Сейчас количество физических активностей близится к нулю, и исполнение Клайбера может помочь сохранить динамику в душе, внутренний посыл. У дирижера есть записи Второй и Четвертой симфоний Иоганнеса Брамса, которые я рекомендую к прослушиванию.
Арканджело Корелли
«12 Кончерти гросси, Оп. 6» — это музыка итальянского барокко, которая не требует активного эмоционального участия и не вторгается в твое пространство. Это образец вечной итальянской красоты — та музыка, что легка для восприятия. Характерным свойством многих сочинений Корелли считаю способность преобразовать любое время и пространство, и облагородить обстановку вокруг тебя. Иногда при прослушивании возникает ассоциация с Версалем. Кажется, бывшая резиденция французских королей так же, как и музыка барокко, будет существовать всегда. Эта красота незыблема и вечна.
Франц Шуберт и Антон Брукнер
В академической музыке есть два композитора, у которых время течет в замедленном режиме. Их сочинения объемны и живописны. Чтобы понять всю красоту музыкальной мысли, нужно посвятить произведениям какое-то время, вжиться в образы. Наверно, сейчас у слушателей есть возможность уделить музыке больше внимания, чем обычно и этим стоит воспользоваться. Друг Шостаковича, известный музыковед Иван Соллертинский говорил: «Брукнер — это Шуберт, закованный в панцирь медных звучаний». Именно об этих композиторах идет речь. Франц Шуберт и Антон Брукнер схожи своими подходами, оба занимают позицию созерцателя.
Для начала можно послушать Шуберта — Сонату для фортепиано №18 соль мажор, D. 894 Op. 8,
а затем — Девятую симфонию Брукнера.
Сезар Франк
Франк также относится к категории композиторов, которые достаточно свободно обращаются со временем и настраивают слушателя на философский лад. Но его музыка не вгоняет в депрессию, скорее наоборот — в финале многих сочинений чувствуешь просветление, некое возвышение духа. Сезар Франк — композитор, который не позволит вам опустить руки даже в самое непростое время. Пример первоклассной записи его музыки — новый альбом Николая Луганского. Все циклы, представленные пианистом — «Прелюдия, хорал и фуга», «Прелюдия, ария и финал», «Прелюдия, фуга и вариации», схожи между собой по форме (это можно проследить даже в названиях композиций), но абсолютно различны по стилю повествования. Главные темы сочинений легко ложатся на слух и быстро запоминаются. Сезар Франк был органистом и большинство произведений писал именно для органа. Тем более интересен диск Луганского, ведь там присутствует запись Хорала №2 си минор, который адаптировал для рояля сам исполнитель.
Ссылки на iTunes и на Google music.
Оперы на TheatreHD
На сайте проекта TheatreHD каждый день доступны онлайн-показы спектаклей Большого театра, Лондонского королевского национального театра, Метрополитен оперы. Для любителей вокального искусства, красочных первоклассных постановок, а также прекрасных драматических спектаклей это отличная возможность познакомиться с ними, не выходя из дома.
Рахманинов и Ко
Есть музыканты, которые являлись не только великими композиторами, но и превосходными исполнителями. Рахманинов, Метнер, Скрябин, Прокофьев, Пуленк, Стравинский, Крейслер, Шостакович — все они оставили наследие еще и как солисты и дирижеры. Некоторые записи достаточно старые, их качество не сравнить с современными альбомами, но в этом и заключается их прелесть. Мы можем слышать, чувствовать дух музыки без искажений, связанных с интерпретацией исполнителя. Понять, какие идеи и мысли действительно закладывал в свое сочинение композитор. Подобные первоисточники — самое ценное, что вообще может найти слушатель. О каком бы выдающемся исполнении концерта Рахманинова мне ни говорили, главным ориентиром по-прежнему остается авторское исполнение сочинения.
Астор Пьяцолла
Напоследок оставил более легкие произведения от знаменитого аргентинца. Считаю, что музыка Астора Пьяцоллы давно стала частью классической культуры. Поэтому смело рекомендую ее тем, кто хочет отдохнуть от сочинений более серьезных, требующих напряженного слушания. У Пьяцоллы тоже есть много записей своих произведений в собственном исполнении. Но мой любимый диск — «El Tango», с участием Гидона Кремера и команды его замечательных коллег. Это сборник разных по настроению, безумно красивых танго: медитативных, жизнерадостных, печальных и чувственных. Альбом оставляет очень приятное впечатление.