«Ван Гог смог визуализировать турбулентность»
Дмитрий Буткевич — о тайнах работ художников
Арт-обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о том, что в своих полотнах зашифровывали Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Микеланджело Буонарроти и Эдвард Мунк.
Известно, что многие работы великих художников хранят немало тайн. Порой художники специально зашифровывали разные послания. Бывает, что в полотнах изображаются даже какие-то научные открытия. Недавно сделанные или только предполагаемые. Как, к примеру, открытия в области аэродинамики у Винсента Ван Гога.
В работе «Звездная ночь», написанной в 1889 году, ученые обнаружили изображения турбулентной структуры весьма близкой к математическому уравнению. Турбулентность или турбулентное течение — явление в гидрогазодинамике, при котором в потоке с энергетическим каскадом самопроизвольно образуются крупные вихри, порождающие вихри меньшего размера. Количественные условия перехода к турбулентности были экспериментально открыты английским физиком и инженером Рейнольдсом только в 1883 году при изучении течения воды в трубах. Математически описать это явление весьма сложно, зато гениальный художник смог его визуализировать.
А вот одно из полотен Поля Гогена, друга Ван Гога, которое называется часто цитируемой фразой «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», написанное в 1897-1898, выстроено не слева направо, а справа налево. Как каббалистические тексты, которыми был увлечен художник. В таком порядке разворачивается аллегория духовной и физической жизни человека — от зарождения души до смертного часа.
Некоторые американские эксперты в области нейроанатомии считают, что Микеланджело на своей картине «Сотворение Адама» (1511 год) оставил некоторые анатомические иллюстрации. К примеру, в правой части картины можно даже разглядеть огромный мозг с мозжечком, гипофизом и зрительными нервами. А зеленая лента примерно совпадает с тем местом, где находится позвоночная артерия.
Или снова пример из девятнадцатого столетия. Эдвард Мунк, «Крик». Возможно, идея картины родилась у художника еще в 1883 году — за десять лет до написания полотна, когда произошло несколько сильнейших извержений индонезийского вулкана Кракатау. Они были такими мощными, что повысили на один градус температуру земной атмосферы. Пыль и пепел добрались даже до Норвегии, а закаты выглядели как апокалипсис.