«Дистанционные каналы обслуживания полноценно заменяют офлайн-формат»
Управляющий Уральским филиалом ПAO «Промсвязьбанк» Ринат Иржанов
— Какое влияние оказала пандемия коронавируса на вашу отрасль?
— Пандемия коронавируса поставила перед банками и банковскими клиентами целый ряд серьезных вызовов. Как для предпринимателей, так и для розничного сегмента, актуальными стали такие вопросы, как: нужно ли кредитоваться, что делать с уже действующими кредитами, стоит ли воспользоваться кредитными каникулами, реструктуризацией кредитов и как это сделать? Банк в текущей ситуации сконцентрировал усилия на создании условий для продолжения функционирования бизнеса наших клиентов. Большую важность приобрел вопрос надежных дистанционных каналов обслуживания.
— Как это повлияло на развитие дистанционных сервисов?
—Диджитализацию банковских продуктов в принципе можно назвать одним из главных трендов 2019-2020 годов. На сегодняшний день почти все транзакции можно провести онлайн, даже ипотеку и потребительские кредиты. Более 90% операций клиенты ПСБ уже осуществляют через интернет и мобильный банк.
— Какие услуги стали более востребованными в условиях угрозы коронавируса?
— Основные запросы, с которыми к нам обращаются клиенты сейчас, это условия предоставления кредитных каникул для заемщиков-физических лиц. Со стороны предпринимателей – это реструктуризация действующих кредитов и условия получения мер поддержки бизнеса в рамках государственных программ.
— Что готов предложить банк таким клиентам?
— ПСБ готов реструктурировать задолженность клиентов, пострадавших от коронавируса, и предоставить им кредитные каникулы на срок до двух месяцев. Если заемщики, которые находятся на больничном из-за коронавируса, а также те, кто потерял работу или был отправлен в отпуск без сохранения дохода, могут обратиться за отсрочкой по ежемесячным платежам по кредиту на срок до полугода по своему выбору.
— Как осуществляется механизм кредитных каникул?
— Кредитные каникулы предоставляются Банком за счет удлинения срока кредита. То есть в течение того времени, что клиент не осуществляет платежи, проценты по задолженности все равно продолжают начисляться, пусть и в меньшем размере. Обращаясь в банк с заявлением о предоставлении кредитных каникул, нужно документально подтвердить свое право на их получение. По закону, в течение 90 дней заемщик должен предоставить документы о сокращении своего дохода не менее чем на 30%. В случае если такие документы не будут предоставлены, банк попросит единовременно погасить образовавшуюся задолженность по всем пропущенным платежам по кредиту. Кроме того, в апреле 2020 г. можно будет перенести даты платежа по кредиту, если на дату платежа на счете не будет хвать средств для погашения ипотеки или потребительского кредита. (дата платежа будет переноситься до 6 мая). Что касается кредитных карт – до 27 мая. При этом просроченная задолженность у клиента не возникнет и данные в БКИ передаваться не будут.
— Как вы поддерживаете предпринимателей?
— Для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей мы уже запустили целый пакет мер поддержки — #ПСБдляМСБ. Для предпринимателей из сфер, наиболее пострадавших от пандемии коронавируса: кафе, ресторанов, гостиниц, предприятий розничной и оптовой торговли, салонов красоты, фитнес-клубов, театров, турагентств — банк предоставляет кредитные каникулы сроком на 3 месяца. Для предприятий МСБ из других отраслей предусмотрена упрощенная процедура реструктуризации задолженности по кредитам, решения по которой принимаются на индивидуальных условиях.Кроме того, в рамках поддержки МСБ банк возмещает комиссии за ведение расчетного счета в марте юридическим лицам и индивидуальным предпринимателями из отраслей, наиболее пострадавших в период пандемии. Возврат средств будет осуществлен представителям бизнеса, с которых фиксированная комиссия за эквайринг была удержана 31 марта. Средства на счета клиентов будут поступать автоматически на протяжении апреля. По кредитным продуктам «Без бумаг» и«Бизнес-онлайн» вапреле будет доступна процедура удаленной реструктуризации кредита без посещения офиса банка.
— Сейчас у многих предпринимателей возникли проблемы с выплатами зарплат, чем вы можете помочь в этой ситуации?
— Нам удалось оперативно запустить программу краткосрочного кредитования по нулевой ставке на выплату зарплаты сотрудникам малых и микропредприятий, пострадавших в период пандемии коронавируса. В кризисной ситуации эта важнейшая мера поддержки позволит собственникам сохранить главный актив и ресурс бизнеса –– сотрудников. Кредит можно оформить полностью в электронной форме без посещения офиса ПСБ по минимальному пакету документов.
— Какие услуги могут стать драйверами роста в текущих условиях?
— Для розничного сегмента финансовых услуг я бы выделил ипотеку. Буквально на днях (24 апреля) ПСБ выдал первый ипотечный кредит в Свердловской области в рамках новой программы госсубсидирования. Сделка прошла в Екатеринбурге. Клиент приобрел квартиру стоимостью 2, 8 млн рублей. Процентная ставка составляет 6% годовых на весь срок кредитования. Государственная программа по субсидированию ипотечной ставки на уровне 6,5% была объявлена Президентом России 16 апреля. О начале приема заявок по новой льготной программе ПСБ объявил 20 апреля 2020 г. В дополнение к государственным субсидиям ПСБ опустил ставку по программе до 6% годовых до 15 мая. В первые дни действия новой программы мы получили 30 заявок на общую сумму 69 млн рублей, что подтверждает ее востребованность в Екатеринбурге.
— В каком направлении будут развиваться дистанционные сервисы в ближайшее время?
— Уже сегодня можно наблюдать как меняется поведение клиентов в условиях самоизоляции. По мере расширения карантинных мер увеличивается доля клиентов, активно использующих цифровые каналы. Увеличилась доля кредитов, оформленных через интернет и мобильный банк, депозитов, открытых через удаленные каналы. То есть активность клиентов не снижается, дистанционные каналы обслуживания полноценно заменяют офлайн-формат.
Недавно ЦБ разрешил дистанционное открытие банковских счетов для проведения социально важных платежей. Это не только дает дополнительные возможности на время карантина для тех, кто получает пособия и иные социальные выплаты, но и позволит в будущем перестраивать работу банков под полностью дистанционное обслуживание. Это совсем иная операционная модель.