Маломощный аргумент
Россия обвинила США в понижении «ядерного порога»
Россия даст ядерный ответ в случае атаки баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) США вне зависимости от характеристик их оснащения. Это следует из комментария представителя МИД РФ Марии Захаровой. Она обвинила США в «целенаправленном стирании граней между нестратегическим и стратегическим ядерным оружием», добавив, что «это неизбежно ведет к снижению ядерного порога». Ранее Госдепартамент США опубликовал доклад с обоснованием необходимости создания ядерных боеголовок малой мощности W76–2 и оснащения ими части баллистических ракет подводных лодок Trident-II.
Критику российской стороны вызвал опубликованный на сайте Госдепа США 24 апреля доклад «Укрепление сдерживания и снижение ядерных рисков: дополнительные боеголовки малой мощности для баллистических ракет подводных лодок» (.pdf). Документ подготовлен Бюро замгоссекретаря по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности. В предисловии к докладу сказано, что он призван «объяснить концепцию США» по созданию боезарядов малой мощности W76–2.
О том, что ВМС США начали размещать на своих подлодках класса Ohio баллистические ракеты с ядерными боеголовками пониженной мощности (W76–2), стало известно 4 февраля. Количество новых боеголовок американскими СМИ оценивалось в 50 единиц. 7 февраля глава Пентагона Марк Эспер объяснил смысл этой новации так: «Ядерные боеголовки малой мощности дают президенту — верховному главнокомандующему — возможности для разных вариантов действий. Мы всегда хотим, чтобы имелись варианты действий: они позволяют нам сдерживать конфликты. В конечном счете мы хотим сдерживать конфликт, но если будет необходимо, то хотим быть готовыми воевать и выиграть» (цитата по ТАСС).
В апрельском докладе Госдепа эта мысль разъясняется более подробно. В документе отмечается: модификация прежней версии боеголовки БРПЛ понадобилась США из-за возникновения «новых угроз», прежде всего со стороны России и Китая.
Обе страны обвиняются США в создании и развертывании тактических ядерных вооружений, способных создать преимущества в ходе локальных конфликтов.
«И Москва, и Пекин в последние годы активно работали над тем, чтобы в случае кризисной ситуации иметь возможность выступить против США с использованием ядерных вооружений достратегического уровня. С учетом своих характеристик эти вооружения грозили поставить перед США непреодолимую проблему на ранних стадиях эскалирующего конфликта»,— сказано в докладе.
Далее уточняется, в чем могла бы заключаться эта «непреодолимая проблема»: «Если они (Москва и Пекин.— “Ъ”) применят ядерное оружие малой мощности на ограниченном театре военных действий — а российская ядерная доктрина это явно допускает и российские вооруженные силы этот сценарий прорабатывают в своих учениях, мы не должны оказаться перед выбором, наносить ли намного более мощный ядерный удар в ответ или позволить российской или китайской агрессии завершиться успехом».
Говоря о том, что «российская военная доктрина допускает» применение ядерного оружия в локальном конфликте. Госдеп имеет в виду концепцию «Эскалация ради деэскалации».
По мнению многих западных военных экспертов, в своем планировании Москва исходит из следующих предпосылок: если между Россией и одной или несколькими странами НАТО произойдет локальный конфликт с применением обычных вооружений и российские военные сочтут, что терпят поражение, они могут применить тактическое ядерное оружие, чтобы попытаться таким образом завершить противостояние на своих условиях. О том, что российские военные приняли на вооружение доктрину «Эскалация ради деэскалации», официальные лица США впервые заявили в 2015 году (на слушаниях в Конгрессе с участием высокопоставленных представителей Пентагона). С тех пор это предположение на Западе фактически стало аксиомой.
Отметим, что концепции «контролируемой эскалации» были частью военного планирования СССР (как и США) в период Холодной войны, однако по ее окончании обе стороны от них официально отказались. В России подобного рода идеи с 1990-х годов продолжают поддерживаться рядом военных экспертов. Но официальные лица всякий раз подчеркивают, что Москва такого подхода не придерживается и считает его опасным. «Утверждение о якобы зафиксированном в российской Военной доктрине принципе "эскалации для деэскалации" в отношении применения ядерного оружия не соответствует реалиям и является преднамеренным ее искажением»,— заявили “Ъ” в феврале в Минобороны РФ.
Тем не менее, как следует из доклада Госдепа по W76–2, в Вашингтоне продолжают верить в то, что Россия придерживается доктрины «Эскалация ради деэскалации». Или делают вид, что верят. В любом случае необходимость развертывания баллистических ракет с ядерными боеголовками пониженной мощности власти США объясняют прежде всего исходящей от России угрозой. По оценкам экспертов, новая боеголовка W76–2 имеет мощность 5–6 килотонн (в то время как W76–1 имеет около 90–100 килотонн, а W88 — 455 килотонн).
В докладе Госдепа сказано, что, если Россия (а также Китай) будут полагать, что США нечем ответить на ограниченное применение ядерного оружия с их стороны, то существующая система сдерживания окажется неэффективной, а полномасштабная ядерная война — более вероятной. Поэтому, как сказано в документе, США решили обзавестись ядерным оружием малой мощности, которое можно будет применить в ответ на атаку со стороны России или Китая, не задействуя стратегические вооружения.
В Вашингтоне убеждены, что теперь Москва и Пекин будут «менее подвержены соблазну» (цитата из доклада) задействовать ядерное оружие в локальном конфликте, поскольку они будут знать, что никаких преимуществ это им не даст.
По мнению Госдепа, наличие у США маломощных ядерных зарядов повысит порог применения ядерного оружия. «Дополнительные боезаряды малой мощности для баллистических ракет подводных лодок, таким образом, представляют собой важный вклад в укрепление сдерживания и уменьшения ядерных рисков»,— заключают составители доклада.
В Москве ситуацию видят диаметрально противоположной. Сегодня представитель МИД РФ Мария Захарова отметила, что Россия считает разработку и развертывание ядерного оружия малой мощности «опасным шагом». «Он является элементом дестабилизации,— заявила она.— На наш взгляд, здесь очевидным образом происходит целенаправленное стирание грани между нестратегическим и стратегическим ядерным оружием, что неизбежно ведет к понижению ядерного порога и росту угрозы ядерного конфликта».
В МИД РФ предупредили: «Любая атака с применением американской БРПЛ вне зависимости от характеристик ее оснащения будет воспринята как нападение с применением ядерного оружия». И пригрозили: «Желающие порассуждать о "гибкости" американского ядерного потенциала должны понимать, что, согласно российской Военной доктрине, подобные действия будут считаться основанием для ответного применения ядерного оружия со стороны России».