«Латыш — хуторянин и интроверт»
Президент Латвии Эгилс Левитс — в 10 цитатах
Рисунок: Константин Куксо / Коммерсантъ
“Ъ” предлагает читателям узнать поближе лидеров стран бывшего СССР — что они говорят о своих взглядах, личной жизни и окружающем мире. Герой этого выпуска — президент Латвии Эгилс Левитс, который родился в Риге, но в советское время жил в Германии.
О Латвии
«Никакого моста. Мы — Запад. На мосту или под мостом пускай сидят другие. Мы — часть Запада».
8 июля 2019 года во время выступления в парламенте, комментируя мысль о том, что Латвия — мост между Западом и Востоком.
О консерватизме и национализме
«Я консервативен, поскольку считаю, что новые идеи надо проверить — лучше ли они старых. Я национален. Думаю, что в современном мире очень важна национальная идентичность, которая помогает сформировать связь с государством. Я за единый государственный язык и единую школьную систему».
30 мая 2019 в интервью BBC.
Об СССР
«Мой отец был последовательным противником советского режима. Он придерживался четкого западного демократического суждения. Каждую ночь мы с отцом слушали «Голос Америки», BBC и Deutsche Welle, и это был такой послеобеденный ритуал для нас. Поэтому с самого раннего возраста мне было ясно, что Латвия — оккупированная земля. Отец говорил: Советский Союз — это тюрьма, мы живем в тюрьме».
25 апреля 2019 года в интервью изданию IR.lv.
О гражданах и потребителях
«Если человек чувствует себя гражданином, он действует более солидарно, более ответственно, он чувствует принадлежность к своей стране, он пытается развивать свою страну. Если он играет роль потребителя, а не гражданина, то влияние такого человека на общество равно нулю».
15 ноября 2019 в интервью порталу Nra.lv.
О матери
«Моя мама была в списке латвийских фермеров, которые подлежали депортации в 1949 году (около 40 тыс. латышей были высланы в Сибирь.— “Ъ”). Когда 25 марта она вернулась с работы домой и увидела у дверей милицейскую машину, она не вошла внутрь. После этого она долго пряталась… Оказывается, я родился незаконно, под землей. Через некоторое время после общей амнистии Хрущева, в 1959 году, моя мать осмелилась пойти в милицию, чтобы зарегистрировать мое существование».
25 апреля 2019 года в интервью изданию IR.lv.
О диалоге с Россией
«В нынешней ситуации, когда Россия нарушает международное право в Украине и Европейский cоюз ввел санкции против России, вряд ли есть основания для переговоров. Переговоры имеют смысл только при наличии сигналов о возможном прогрессе. Это трудно увидеть в данный момент».
23 апреля 2019 года в интервью изданию Zinu portals latvijai.
О возвращении в Латвию
«Много лет мне не разрешали въезжать в оккупированную Латвию. Когда я впервые получил советскую визу в 1987 году и приехал в Ригу, это чувство было сюрреалистичным. Как будто я путешествовал на машине времени. С одной стороны, это моя земля детства и юности. С другой — все серое, гнетущее, люди закрытые, подозрительные».
25 апреля 2019 года в интервью изданию IR.lv.
О русском языке
«Русским я владею не слишком хорошо, но я учился в русскоязычной школе, по русскому языку у меня были хорошие оценки. В Латвии я использую государственный язык и буду делать это последовательно. Это же касается и общения со СМИ, которые вещают на других языках. Так что я с удовольствием буду ходить на интервью и буду говорить на государственном языке».
30 мая 2019 года на пресс-конференции в Риге.
Об отношениях с женой
«Возможно, тот факт, что мы ничего не навязывали друг другу, создал близость и доверие. Если бы я начал давить на нее "делай это" или "не делай этого", я думаю, что брак не был бы успешен. У французов есть выражение "легкие отношения". Мы сами пытались жить как можно легче и давали детям достаточно свободы».
21 октября 2019 года в интервью порталу Jauns.lv.
О самоизоляции латышей
«Мы всегда говорим, что латыш — хуторянин и интроверт. Сегодня это как раз те особенности, которые нам нужны и которые дают нам плюсы… Это означает, что, возможно, мы лучше справляемся с самоизоляцией и сокращением контактов. Это действительно уникальный случай в мировой истории, когда целая нация смогла самоорганизоваться».
24 апреля 2020 года на открытии конференции в Риге, посвященной борьбе с коронавирусом.