Удаленный режим меняет расценки

Насколько эффективны онлайн-занятия с репетиторами

Репетиторы ушли в онлайн и снизили цены, выяснили эксперты Высшей школы экономики. Средняя стоимость дополнительных занятий со школьниками снизилась из-за демпинга — на рынок вышли в том числе неопытные преподаватели, которые потеряли другую работу.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Но тренд на онлайн-занятия с репетиторами активно развивался и до эпидемии, несмотря на противодействие учеников и их родителей, рассказал “Ъ FM” заместитель генерального директора сервиса Profi.ru Алексей Няненко: «Достаточно большое количество репетиторов ушли в онлайн еще задолго до ситуации с вирусом. Репетитор, находясь дома, может провести три занятия вместо одного, ему не требуется тратить время на перемещения до ученика. Многие из них в этом онлайн-режиме продолжали бы работать, если бы не клиенты, которым очень хотелось наблюдать репетитора дома, чтобы ребенок занимался под присмотром и имел какой-то визуальный контакт с преподавателем.

Когда появились ограничения, число дистанционных заказов за последний месяц выросло вдвое.

В массе своей это те же самые репетиторы, которые преподавали ранее. Наибольшей популярностью сейчас пользуются преподаватели по английскому языку и математике. Кроме того, увеличилось количество онлайн-заказов на репетиторов по русскому и информатике».

Онлайн-занятия гораздо менее эффективны, признает частный преподаватель Максим Шабанов. Но, по его словам, спрос на такие уроки есть и у взрослых, которым нечем заняться на самоизоляции: «Люди сейчас больше хотят заниматься для себя — вырос спрос на занятия английским языком, с дошкольниками, иногда даже появляются запросы на репетитора по музыке. Фокус внимания сместился с экзаменов на самообучение. Что касается цен, в принципе они особо не изменились, хотя, конечно, дистанционные занятия дешевле. Тем не менее спрос вырос, потому что люди сейчас сидят дома, и им уже хочется чем-то заняться. Такие уроки, конечно, удобны, но эффективность все же снижается. Если взять именно информационную составляющую, то она падает процентов на 20, если психологическую, мотивационную, то здесь, конечно, онлайн занятия ни в какое сравнение не идут с обычным форматом. Заинтересовать ученика становится сложнее».

При этом у школьников образовалось больше времени на подготовку к ЕГЭ — из-за эпидемии экзамены перенесли и, как говорил “Ъ” министр просвещения, могут перенести еще. Как в этих условиях правильно выбрать репетитора и не наткнуться на неопытного преподавателя? Председатель московского отделения Ассоциации некоммерческих образовательных организаций, директор частной школы «Карьера» Карина Чернякова считает, что лучший способ поиска репетитора не изменился с докоронавирусных времен: «Как мы ищем хорошего доктора? Мы звоним своим друзьям и узнаем у них. Точно так же и здесь. При поиске в интернете очень высок шанс попасть к шарлатану, и в этой ситуации страшно потерять даже не столько, наверное, деньги, сколько время.

Я вижу здесь на самом деле другую очень серьезную угрозу — это интернет-школы, их открылось сейчас великое множество. Они недорогие, а те задания, которые они предлагают детям, как правило, гораздо слабее базы. Но родители этого не понимают и начинают задумываться, а зачем вообще мы тратим столько времени в государственной школе, когда вот, ребенок всему может научиться так легко. А если мы посмотрим на последствия, то, когда ребенок дойдет до девятого класса и нужно будет сдавать ОГЭ и ЕГЭ, ему уже в ускоренном темпе никто помочь не сможет. Сейчас у них очень большой наплыв учеников. Это связано, на мой взгляд, с тем, что очень много родителей не довольны тем, как организовано дистанционное обучение в государственных школах».

Почти родители все чаще нанимают детям репетиторов

Смотреть

Как отмечают эксперты Высшей школы экономики, новый тренд, который принесла эпидемия, — вырос спрос на помощь репетиторов с выполнением цифровых домашних заданий. Родители нанимают помощников даже для учеников средней школы, а иногда и начальной.

Вся лента