«У России меньше всего шансов на поблажки»
Программный директор РСМД Иван Тимофеев — о санкционных итогах апреля
Ключевой итог апреля: COVID-19 вряд ли приведет к отмене или даже смягчению санкций. Более того, эпидемия порождает риски новых ограничений.
Голоса о необходимости смягчений раздавались с самых разных площадок. Вслед за генсеком ООН к ним призывали специальный докладчик по негативному влиянию санкций на права человека, спецдокладчик по праву на питание и верховный комиссар ООН по правам человека. Схожие декларации сделал верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности.
Были предприняты и практические шаги.
Казначейство США — важнейший регулятор санкций — опубликовало в апреле списки гуманитарных изъятий из режимов ограничений и дало бизнесу некоторые поблажки в отчетности.
На иранском направлении заработали долгожданные платежные механизмы по гуманитарным операциям. Швейцарский гуманитарный торговый механизм (SHTA) был запущен еще до эпидемии при поддержке США. Столь же своевременным оказался европейский INSTEX.
Впрочем, эксперты уже критикуют гуманитарные изъятия как весьма скромные. Сам Иран запросил у МВФ кредит в $5 млрд для борьбы с COVID-19, предполагая использовать SHTA и INSTEX. Далеко не факт, что идея найдет поддержку в Вашингтоне. Здесь могут обозначиться пределы щедрости исключений, а также разногласия США и ЕС по санкциям против Ирана.
У России меньше всего шансов на поблажки.
Группа депутатов Европарламента уже поспешила написать письмо в Еврокомиссию с призывом санкции против России не отменять. К счастью, она в милости ЕС и США не нуждается, обеспечивая себя всем необходимым.
Но именно российский пример показывает, что COVID-19 не отменяет политических проблем, которые привели к санкциям и контрмерам. А значит, они будут сохраняться. Робкие призывы гуманистов немедленно перекрыли уверенные голоса циников и реалистов.
Впрочем, опасность наметилась на другом направлении. В США нарастают обвинения в адрес КНР в связи с распространением COVID-19. Китай обвиняют в преднамеренном сокрытии информации, в цензуре, искажении фактов и несвоевременном информировании ВОЗ и международного сообщества. По мнению американцев, это привело к потере нескольких недель, за которые эпидемия вышла из-под контроля и принесла колоссальные убытки.
Призывы наказать КНР стремительно нарастают. Противостояние «коммунистическому Китаю» превращается в ключевой нарратив кампании республиканцев. С большой вероятностью, демократы последуют их примеру, чтобы не потерять политические очки на почве «мягкости» в отношении КНР.
В Конгрессе уже появился первый законопроект по санкциям против Китая в связи с COVID-19. Сенатор-республиканец Тед Круз предлагает обязать президента США составить список представителей властей КНР, виновных в сокрытии информации и цензуре. С последующей заморозкой их активов и визовыми ограничениями. Пока это вполне безобидный вариант.
Но республиканцы с большой вероятностью будут призывать к новым санкциям, а президент Дональд Трамп может ввести их своим указом, не дожидаясь Конгресса.
Его позицию поддерживают судебные иски. И если жалобы граждан и общественных организаций можно было рассматривать как частности, то иск штата Миссури от лица генерального прокурора штата против властей КНР — уже более серьезная заявка.
Скорее всего, таким путем пойдут и другие штаты. В конечном итоге антикитайская кампания может превратиться в самоподдерживающуюся систему, остановить которую будет крайне сложно. В свою очередь, она обостряет противоречия Пекина и Вашингтона в других областях. До обмена масштабными санкциями пока далеко. Но если такая война начнется между двумя экономическими гигантами, последствия почувствуют все.