Царь-машина
В совместном историческом проекте с российским автомобильным брендом AURUS мы собрали наиболее значимые события, которые демонстрируют возможности отечественной автомобильной инженерии отвечать на вызовы времени. Мы расскажем о достижениях автомобилестроения России с момента его зарождения через призму самых ярких изобретений, неординарных решений и смелых идей.
Автомобиль не российское изобретение, но многое, что сегодня применяется в его конструкции, придумано российскими учеными. Якоби изобрел электродвигатель, Попов – радио, Лодыгин – электрическую лампочку, а Бенардос – дуговую сварку, без которой долгое время было не обойтись при изготовлении автомобильных кузовов. И список этот можно продолжать. Производство автомобилей в стране началось позже, чем в Европе или Америке, зато у нас были надежные и комфортные автомобили, созданные нами и для наших дорог. И «Руссо-Балт» – первый из них во всех отношениях.
День 26 мая 1909 года не стал для Риги — считавшейся в ту пору одним из самых индустриально-развитых городов Российской Империи — каким-то особенным. А появление на ее улицах первого «Руссо-Балта» прошло почти незамеченным. В Риге тогда бушевала холера, газеты требовали распустить Государственную Думу, а на заводах бастовали рабочие с требованием повышения зарплаты. Среди таких новостей сообщение о постройке на РБВЗ первого автомобиля не превратилось в событие дня, но зато теперь его значение трудно переоценить. Это стало точкой отсчета новой автомобильной эпохи в России — эпохи «Руссо-Балта».
Газета «Рижская мысль» написала об этом так: «Построенный на Русско-Балтийском вагонном заводе автомобиль на днях совершил пробную поездку, которая дала очень хорошие результаты. Этот автомобиль гоночной системы, имеет 24 лош. силы и будет участвовать в предстоящих автомобильных гонках Петербург — Рига. Это первый случай постройки автомобиля не только в Риге, но и в России».
Автомобиль проехал от заводских корпусов к центру города, объехал вокруг замка и вернулся на завод. На переднем крыле гордо развевался флажок-триколор с вышитым золотыми нитями двуглавым орлом и надписью «Русско-Балтийский вагонный завод». Начало было положено.
Время первых
Конечно, газета немного «преувеличила» — автомобили в Российской Империи делались и до «Руссо-Балта».
Еще в 1896 году экипажный фабрикант Петр Фрезе и владелец завода по производству двигателей Евгений Яковлев совместно создали первый русский автомобиль. После них разные фабрики, мастерские и заводы строили электромобили, паровые автомобили, грузовики, фургоны, омнибусы, пожарные линейки. Среди них были уникальные конструкции.
Например, инженер Ипполит Романов создал целый модельный ряд электрических автомобилей — открытый и закрытый кэбы, городской омнибус, еще в 1899 году предложив сделать электротягу основной в городе. Но все это делалось не серийно, а поштучно или небольшими партиями. И именно Русско-Балтийский вагонный завод первым начал промышленное производство автомобилей в стране.
«Высочайше повелено»
В мае 1910 года «Руссо-Балты» впервые предстали перед широкой публикой в столице на III Международной автомобильной выставке в Михайловском манеже. Там же первые автомобили нашли своих владельцев. Ими стали бывший премьер-министр граф Сергей Юльевич Витте, которому Россия была обязана финансовой реформой и золотым рублем, и великая княгиня Мария Павловна, она же «третья императрица» — ее так называли за властный и амбициозный характер. Первыми двумя были вдовствующая императрица Мария Федоровна — супруга императора Александра III и царствующая императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II.
К слову, государь ожидался на выставке, но так ее и не посетил, прислав ее организаторам приветственную телеграмму, в которой были и такие слова: «Высочайше повелено Вам поставить в известность Балтийский вагоностроительный завод, что Государю Императору благоугодно поручить Собственному Его Величества гаражу теперь же сделать заказ одного автомобиля». Так «Руссо-Балт» появился в царском гараже.
Небывалый ресурс
На той же выставке состоялось не менее судьбоносное событие — знакомство председателя совета акционеров РБВЗ Михаила Шидловского и издателя журнала «Автомобиль» Андрея Нагеля. Уже в июне Нагель за рулем предоставленного ему «Руссо-Балта» примет участие в пробеге Петербург — Киев — Москва — Петербург, а в августе в компании единомышленников, среди которых будет кинооператор Виктор Булла, отправится в путешествие по Италии, конечным пунктом которого станет восхождение «Руссо-Балта» на Везувий.
С тех пор Андрей Платонович Нагель превратится в настоящего приверженца российской автомобильной марки и каждый раз будет доказывать ее прочность, надежность и выносливость. В его послужном списке не только Киевский пробег, но и участие в Севастопольском пробеге в 1911 году, сопровождение Варшавского пробега в 1912 году, путешествие по центральной России летом 1913 года и по Северной Африке зимой 1914 года. К началу войны его «Руссо-Балт» прошел более 80 000 км — это и небывалый для того времени ресурс для автомобиля, и немыслимое для одного автомобилиста пройденное расстояние.
Но главная слава пришла к Нагелю и «Руссо-Балту», уже не его собственному автомобилю, а другому — заводской гоночной машине, в январе 1912 года во время Rallye Automobile Monaco, известном сегодня как ралли Монте-Карло. Стартовав из Петербурга ранним утром, практически в темноте, при температуре -19°С, Нагель и его напарник Вадим Михайлов преодолели маршрут протяженностью 3257 км за 195 часов 23 минуты, финишировали в Монако под дождем, заняли в итоге 9-е место в общей классификации и получили первые призы в категориях маршрутов и туризма. Таким оказался результат самого первого появления автомобиля российского производства в заграничном соревновании. И все это на открытом двухместном автомобиле без отопителя. Стоит ли говорить, что Russo-Baltique вызвал уважение у взыскательной монакской публики.
Не обошлось в том гоночном «Руссо-Балте» и без уникальных технологий — его поршни были сделаны не из привычного тогда чугуна, а из алюминия. Между прочим, это был один из первых в мире опытов применения легких сплавов в автомобильном двигателе.
Дороже иномарок
Впрочем, слава «Руссо-Балтов» и так гремела по всей России. Завод выпускал примерно по сто автомобилей в год, большая часть из которых уходила на службу в Русскую императорскую армию и Российский императорский флот. Было много и частных заказчиков, желавших ездить на «Руссо-Балтах», несмотря на то что они стоили больше «Мерседесов», «Рено» или «Фиатов». Автомобильный рынок тогда не был защищен таможенными пошлинами, но этот факт говорит только в пользу «Руссо-Балта», успешно конкурировавшего с иностранными автомобилями и без государственной поддержки.
Самая необычная личность среди обладателей автомобилей с двуглавым орлом на пробке радиатора — великий князь Константин Константинович. Генерал, ученый, меценат, филантроп, музыкант, переводчик, поэт, актер — все это ипостаси, где он проявил свой талант.
Другие представители русской аристократии, владевшие «Руссо-Балтами» — князь Голицын, граф Шереметев, граф Бобринский, княгиня Урусова, графиня Мордвинова… Эти автомобили снискали популярность и среди финансовой и промышленной элиты того времени. Несколькими Russo-Baltique владели нефтепромышленники Нобели — родственники учредителя знаменитой премии. Автомобилем этой марки пользовался Алексей Иванович Путилов — один из богатейших промышленников России с состоянием более 10 млн золотых рублей. Для справки, лимузин «Руссо-Балт» в 1913 году стоил 8400 рублей. С точностью до копейки на современные деньги его стоимость, конечно же, не перевести, но по масштабам это примерно от 5 до 7 млн рублей.
Родина танков
«Руссо-Балты» рекламировались как «русские автомобили для русских дорог», что, конечно же, подразумевало и эксплуатацию в зимних условиях. И здесь было не обойтись без особых изобретений. Шофер императора Николая II француз Адольф Кегресс придумал надевать на передние колеса лыжи, а вместо задних ставить гусеничный движитель. Начав опыты с автомобилями иностранных марок, он в 1913 году создал такое же приспособление и для «Руссо-Балта». Именно оно легло в основу патента, полученного Кегрессом — на прилагаемом к описанию чертеже изображен «Руссо-Балт». В 1915 году, уже во время Первой мировой войны, завод построил еще два полугусеничных «Руссо-Балта», на одном из которых Кегресс 22 февраля 1915 года устроил прогулку для императора Николая II по заснеженным окрестностям Царского Села.
Существовала целая программа оснащения автомобилей Русской императорской армии «движителями Кегресса». Обкатанную на «Руссо-Балтах» систему Кегресс применил и для грузовиков, и для броневиков. Созданный им к лету 1916 года броневик «Остин» на полугусеничном ходу можно смело назвать первым в мире бронетранспортером или даже одним из первых в мире танков! Причем появился он практически одновременно с британским Mark I и даже немногим раньше, чем французский Renault FT.
На испытаниях бронеавтомобиль свободно передвигался по целине, по мягкому травянистому грунту, по канавам, поднимался по склонам с влажной растительностью и даже преодолел кочковатое болото. Расстояние от Могилева до Царского Села — более 700 километров — машина прошла своим ходом за 34 часа 15 минут. Единственное, в чем увяз броневик — бюрократическая машина Военного ведомства. Из-за всяких проволочек и задержек программа оснащения армейских автомобилей «движителями Кегресса» так и не осуществилась.
Разгонный блок
Война выявила и необходимость создания в стране автомобильной промышленности. В 1916 году РБВЗ оказался в числе предприятий, получивших государственный заказ на поставку 1760 автомобилей с комплектами запасных частей. Для его выполнения правление РБВЗ начало возводить отдельный автомобильный завод в подмосковных Филях у излучины Москва-реки, но до революции он так и не успел вступить в строй. Небольшую партию «Руссо-Балтов» в Филях построили только в 1922 году, а затем завод передали в авиационную промышленность. Сегодня бывший РБВЗ называется ГКНПЦ имени М. В. Хруничева и выпускает ракеты-носители семейства «Протон» и разгонные блоки к ним.
История «Руссо-Балта» оказалась скоротечной, но имя это успело стать легендарным. Этот автомобиль по праву можно назвать нашей «Царь-машиной». И вовсе не потому, что на нем передвигались представители аристократии и Дома Романовых. Ведь «Царь-колокол» и «Царь-пушка» получили свои имена не по причине того, что экспонируются в Кремле, а потому, что были выдающимися произведениями своего времени.