Медпрактика перестала быть безопасной
Почему добровольная работа становится похожа на принудительную
История с мобилизацией студентов-медиков становится все более запутанной. Столичный департамент здравоохранения выпустил приказ об организации практики в условиях борьбы с COVID-19. При этом студенты ведущих московских медицинских университетов рассказали “Ъ FM”, что некоторые пункты документа противоречат тому, что ранее говорили в администрации вузов. Кроме того до конца неясно, будет ли практика добровольной. Что именно беспокоит студентов? Тему продолжат Григорий Колганов и Лилия Галявиева.
Пока Сергей Собянин рассказывает о скором ослаблении ограничительных мер, призванных сдержать распространение COVID-19, студентов медицинских вузов планируют со дня на день отправить на передовую — в учреждения с зараженными коронавирусом. Администрации университетов четких разъяснений по-прежнему не дают.
Ректор Медицинского университета имени Пирогова Сергей Лукьянов своей позицией предпочитает делиться в неофицильном вузовском паблике во «ВКонтакте». В воскресенье студенты опубликовали там письмо, где перечислили все спорные моменты, связанные с новым форматом практики, и предложили позволить будущим врачам самостоятельно решать, готовы они спасать столицу от коронавируса или нет. Господин Лукьянов назвал этот текст «классическим ультиматумом» и посоветовал решать все проблемы в частном порядке, а не с помощью коллективных обращений. А вопросов у студентов становится все больше, рассказала “Ъ FM” одна из старшекурсниц Университета имени Пирогова:
«Нужно в обязательном порядке проходить 36-часовое обучение по COVID, но регистрироваться на платформе нужно было под неправдивыми данными, в моем случае это наличие сертификата медсестры и нетрудоустроенность с 1 января 2020 года. Так же нужно было прилагать СНИЛС и паспорт, и всю вместе эту информацию я просто не захотела предоставлять. 3 мая нам прислали голубую форму, распределение 6 курса на практику. Нужно было ответить на вопрос, в какой зоне хочешь работать. Не было такого ответа: “Не хочу работать нигде”. Указать, нужно ли тебе жилье, только в том случае это можно было заполнять, если ты идешь работать в “красную ковидную зону”».
Студенты обеспокоены: у многих есть хронические заболевания, пожилые родители или маленькие дети. А подвергать себя риску, судя по всему, придется всем. Согласно приказу департамента здравоохранения Москвы, те, кто пожелает устроиться на должность младшего или среднего медперсонала, смогут заключить трудовой договор и получать от 115 до 175 тыс. руб. в месяц со всеми стимулирующими выплатами. Тем, кто захочет лишь пройти практику, все равно придется заключить договор, но гражданско-правовой. Ставка в таком случае ниже — от 20 до 70 тыс. руб. Другие опции в документе не представлены. При этом, согласно приказу, вузы нести ответственность за практику своих студентов не будут, говорит одна из студенток Сеченовского университета:
«В приказе нам, в конце концов, дают гарантии питания, заработной платы и средств индивидуальной защиты. Но их исполнение возложено на медицинскую организацию, с которой мы подписываем договор. Во-первых, вуз полностью складывает с себя ответственность за нашу жизнь, за наше здоровье. Второй пункт, который очень сильно напрягает, — это то, что медицинские организации сейчас и без толп студентов работают на износ, почему эти гарантии нам не может предоставить, собственно, те, кто нас посылают?»
Впрочем, даже если закрыть глаза на безопасность и клятву Гиппократа, вопросы не заканчиваются. Одна из студенток мединститута РУДН, например, отмечает: из-за мобилизации старшекурсников многие недополучат необходимый опыт в рамках своей квалификации:
«На пятом курсе у всех практика — помощник врача. Ты ходишь с врачом, врач обследует пациента, ты смотришь, как он это делает, врач оперирует пациента, ты смотришь, как он его оперирует. Это суть нашей практики в этом году. У меня отняли возможность пройти врачебную практику за мои деньги и сказали, что ты будешь санитаркой. Говорят: “Ну хорошо, мы посадим беременных перекладывать бумажки”. Но перекладывать бумажки — такая себе врачебная практика. Моя мечта, например, — стать врачом-косметологом. Я не хочу работать с больными людьми, я хочу делать людей красивыми. Я никогда не ставила своей целью пойти и работать с тяжелыми пациентами».
Тем временем, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, коронавирусной инфекцией переболели не меньше тысячи столичных врачей. Еще столько же продолжают болеть.
Согласно приказу московского департамента здравоохранения, студенты медицинских вузов должны проходить практику с 1 мая до отмены режима повышенной готовности в столице. Обычно производственная практика у студентов-медиков длится один месяц.