Есть ли жизнь под маской
Испания начала гулять по двое и стричься по одному
Испания делает первые шаги по возвращению к нормальной жизни. Жителям страны разрешено гулять и заниматься спортом на улице, начали открываться небольшие магазины, мастерские, парикмахерские, хотя работать им разрешено только по предварительной записи и при строгом соблюдении санитарных норм. Число ежедневно выявляемых случаев заражения исчисляется не тысячами, как раньше, а сотнями, количество летальных исходов от COVID-19 снижается. О том, что происходит сегодня в стране, корреспондент «РИА Новости» в Мадриде Елена Шестернина — специально для “Ъ”.
Праздник и иски
Символом того, что ситуация в Испании улучшилась, стало закрытие временного госпиталя в мадридском выставочном комплексе Ifema. Последние пациенты были выписаны оттуда несколько дней назад — причем торжественно, с участием первых лиц столицы и области, включая мэра Мадрида Хосе-Луиса Мартинеса-Альмейду и председателя правительства сообщества Мадрид Исабель Диас Аюсо. Аплодисменты, объятия и улыбки на лицах — все это в прямом эфире транслировали испанские телеканалы. Госпиталь, развернутый в двух павильонах выставочного центра в двадцатых числах марта, за это время принял почти 4 тыс. пациентов и стал настоящим спасением в тот момент, когда столичные больницы оказались не просто на пределе, но и за пределами своих возможностей.
Однако праздник тут же обернулся скандалом: оппозиция и ряд общественных организаций назвали действия мадридских властей пиаром, а представительство правительства Испании в автономном сообществе Мадрид, обратившее внимание на огромное количество людей, присутствовавших на мероприятии и объятия его участников, обратилось с запросом к правоохранительным органам. Оно потребовало провести проверку, не были ли нарушены положения декрета о введении режима повышенной готовности.
Первые судебные иски уже поданы в отношении премьера Педро Санчеса, министра здравоохранения Сальвадора Ильи и его подчиненных — в частности, за закупку некачественной китайской продукции по завышенным ценам и за то, что медики не были обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты.
С начала эпидемии заразились 43 тыс. медработников, умерли более 40.
Прокуратура возбудила более ста уголовных дел в связи со смертями постояльцев домов престарелых, иски подают в основном родственники. В качестве ответчиков выступает руководство домов престарелых и служб здравоохранения регионов. Данные о том, сколько именно стариков в этих центрах стали жертвами эпидемии, правительство до сих пор не предоставило. Судя по статистике региональных властей, таких жертв более 17 тыс.
На многих окнах и балконах Мадрида вывешены флаги с нарисованной на них траурной черной лентой. С начала эпидемии в стране умерли более 25 тыс. человек.
Новая реальность
Жизнь на улицы Мадрида вернулась так же неожиданно, как и замерла в середине марта. В конце апреля Педро Санчес сообщил: власти выработали план из четырех этапов, и если эпидемиологическая ситуация будет развиваться так, как сейчас, и отката не произойдет, то Испания вернется к своему привычному состоянию к концу июня. Сам процесс власти окрестили термином «деэскалация», а его конечный результат еще более странным словосочетанием «возвращение к новой нормальной жизни».
Еще до представления «плана о поэтапной деэскалации» детям до 14 лет разрешили гулять с родителями. Спустя неделю гулять и заниматься на воздухе индивидуальными видами спорта разрешили всем испанцам. При этом ввели строгие правила и расписание для разных возрастных групп. Некоторые из этих правил вызывают вопросы. Например, гулять можно максимум в сопровождении одного человека, с которым живешь, не дальше, чем в километре от дома, и один раз в день. При этом заниматься спортом можно лишь в одиночестве и в своем муниципалитете. А что делать тем, у кого есть дети, и кто при этом хочет еще и побегать? Может ли он выйти на улицу дважды? Или, например, гулять с детьми — максимум с тремя — может лишь один родитель, в течение одного часа и в одном километре от дома. А что делать, если детей четверо? И почему на улицу нельзя выйти двум родителям, чтобы успеть уследить за детьми?
Главный ньюсмейкер по теме коронавируса, директор Координационного центра предупреждений и чрезвычайных ситуаций Минздрава Фернандо Симон призвал к «здравомыслию» в трактовке распоряжений правительства: «Все это делается не в целях поймать людей за нарушения, а для того чтобы контролировать распространение вируса. Никто не пытается поймать кого-то, чтобы оштрафовать». Как бы то ни было, но за первые три дня смягчения карантина только в Мадриде было выписано 4,3 тыс. штрафов.
Всего же с начала введения режима повышенной готовности составлены почти 800 тыс. протоколов, задержаны более 7 тыс. человек.
На мадридском мосту Толедо и на соседних улицах вдоль дороги многолюдно — соблюдать дистанцию в два метра сложно, особенно после восьми вечера, когда разрешено гулять всем, кто без детей и кто младше 70 лет. Причина очевидна: расположенный рядом огромный парк закрыт. Мадридские власти решили, что контролировать «несанкционированные сборы» больших компаний в парке гораздо сложнее, чем вдоль проезжей части. По самому парку, впрочем, ездят полицейские автомобили и вылавливают нарушителей.
Полицейская машина стоит и рядом с оградительной лентой на входе. Стражи правопорядка останавливают мужчину и делают выговор за то, что он гуляет с ребенком в неурочное время. «Мы понимаем, что расписание не очень удачное, но таковы сейчас правила»,— оправдывается полицейский в ответ на аргументы мужчины, что гулять раньше с ребенком он не может, поскольку работает, а его матери, с которой они живут, делать это запрещено по возрасту.
При этом других нарушителей — компании молодых людей по три-четыре человека, явно не живущих вместе, полицейские не трогают. Видимо, чтобы получить штраф, надо собраться с большим количеством друзей и пивом — несколько десятков таких компаний за последние дни были разогнаны правоохранительными органами в столице. Каждому грозит штраф около €1 тыс.
Как работать
4 мая, согласно распоряжению правительства, смогли открыться небольшие магазины, мастерские, парикмахерские. Принимать клиентов можно только по предварительной записи. Ресторанам и кафе разрешено продавать еду навынос. Предписано дезинфицировать помещение два раза в день, носить самим и выдавать клиентам маски, если невозможно соблюдать дистанцию в два метра, обеспечить антисептиком для рук, поставить специальную мусорную корзину, которую можно открывать при помощи педали. Сотрудники обязаны ежедневно стирать свою рабочую одежду, посетители могут пользоваться туалетами «только в крайних случаях», примерочные — если речь идет о магазинах одежды — надо дезинфицировать после каждого клиента. А если он померил и не купил одежду или обувь — то и их тоже.
Многочисленные предписания санитарной безопасности обрушились настолько внезапно, что многие владельцы оказались не готовы принимать посетителей, и в первый день подавляющее большинство мастерских, парикмахерских, непродовольственных магазинов и ресторанов в Мадриде остались закрытыми. «Мы начнем работать в более или менее нормальном режиме только с 11 мая. Могу вас записать»,— говорит по телефону Пилар, владелица парикмахерского салона. «Я все заказала — и маски, и перчатки, и прозрачные защитные панели. Но пока ничего не привезли, надеюсь, в ближайшее время доставят»,— объясняет она.
Как стричь и красить клиентов, если на них по новым правилам надо надевать маски, парикмахер уже придумала: убирать завязки и приклеивать маску чем-то типа клейкой ленты к лицу.
«Непросто все это будет»,— признает Пилар.
У хозяина аптеки Гильермо свои проблемы — ему надо протирать очки после каждой примерки. Он заказал специальный аппарат для дезинфекции, но его так и не привезли и когда привезут, неизвестно. На вопрос, дезинфицируется ли помещение так, как положено по новым нормам, Гильермо отвечает: «Мою так часто, как могу, но дважды в день нереально. Невозможно все эти нормы соблюдать». Оптику в дни карантина он не закрывал (эти магазины оказались в «белом списке», фигурантам которого было разрешено продолжать работать), однако все равно клиентов было крайне мало, так что выручка резко упала.
Бармен расположенного рядом кафе признается, что в дни карантина он зарабатывал в день лишь по €100–150. Избежать полного закрытия удалось лишь потому, что в этом же помещении расположен продуктовый магазин. Вдоль барной стойки висит бумага — «мера санитарной безопасности». Ставить стекло хозяин не стал, решив проблему более дешевым способом. Пожилая женщина, пришедшая за кофе явно в неурочное время (по закону пожилые люди могут выходить на улицы только с 10:00 до 12:00 и с 19:00 до 20:00) спрашивает, может ли выпить его на террасе. Официант разрешает это сделать. Хотя по закону это будет позволено только на «первом этапе деэскалации», до которого Мадрид дойдет в лучшем случае 11 мая. Если эпидемиологическая ситуация за это время не ухудшится.