Киностудию Горького поддержат документально
Развитие компании потребует государственных субсидий
Новая стратегия развития киностудии имени Горького потребует 5 млрд руб., которые планируется привлечь за счет продажи непрофильных активов и в виде прямых субсидий от государства. На эти деньги студия рассчитывает стать лидером в сегменте документального и научно-популярного кино в России. Рынку нужен крупный индустриальный игрок, но надеяться, что он будет коммерчески успешным, сложно, говорят эксперты.
Совет директоров государственной киностудии имени Горького одобрил стратегию развития до 2026 года, она предполагает, что на восстановление студии потребуется 5 млрд руб., рассказала “Ъ” ее гендиректор Юлиана Слащева. Оценка была сформирована еще до начала пандемии и, вероятно, будет скорректирована, уточнила госпожа Слащева. Средства, по ее словам, нужны на капремонт основного здания киностудии на улице Эйзенштейна, строительство новых павильонов, закупку оборудования и пр., большую часть средств планируется получить от продажи непрофильных активов, также источником, согласно стратегии, будут государственные субсидии.
На собственные средства студия сейчас снимает 17 документальных и научно-популярных фильмов, производство трех из четырех игровых фильмов приостановлено из-за пандемии.
После реконструкции она планирует запустить пять линеек фильмов и производство контента для онлайн-площадок, которое, согласно стратегии, вырастет с 12 часов в 2021 году до 26 часов в 2026-м, в частности, планируется возродить киножурнал «Хочу все знать». Планы по росту производства документального кино — от 12 часов в 2020 году к 115 часам в 2026-м. По словам Юлианы Слащевой, киностудия планирует стать лидером рынка научпоп- и документальных фильмов, он сейчас фактически не сформирован, но с учетом спроса его объем может достигнуть до 300–400 млн руб. в год в перспективе нескольких лет. Также студия планирует производить игровое кино для молодежной аудитории и выпустить 33 релиза совокупно к 2027 году.
До конца 2020 года киностудия переоценит непрофильные активы, предыдущее руководство (прежний глава студии Сергей Зернов покинул должность в сентябре 2019 года) оценивало их стоимость в 4 млрд руб. с учетом территории «Центрнаучфильма», который, согласно новой стратегии, продавать уже не планируется. Переговоры с застройщиками пока поставлены на паузу из-за пандемии, названия компаний госпожа Слащева не называет. По ее словам, киностудия направила запрос по поводу субсидий в Минкульт. Представитель Минкульта подтвердил, что такой запрос от киностудии поступил, отметив, что окончательная сумма субсидий будет сформирована после нормализации ситуации с коронавирусом.
Речь идет о возрождении студии или ее потере, поэтому даже в кризисной ситуации есть шанс, что средства будут выделены, считает гендиректор «Киноэкспертизы» Олег Иванов.
«На документалистику есть спрос и у широкой аудитории, доказательство тому — фильмы того же Юрия Дудя»,— говорит он. При этом индустриального игрока, который специализировался бы на детско-юношеском кино, в России нет, а для этой категории нужно консолидировать кадры, добавляет господин Иванов.
Киностудия Горького заслуживает вложений как часть истории кино, но вряд ли эти средства окупятся, скептичен кинорежиссер Федор Попов. «Документальное и научно-популярное кино у нас почти не смотрят в прокате, а каналы предпочитают производить свой контент. Детское же кино существует в условиях мощнейшей конкуренции с зарубежным контентом, единственным коммерчески успешным российским проектом в этой отрасли был "Последний богатырь". Поэтому все это, к сожалению, пока не про бизнес»,— категоричен он. Режиссер Алексей Евстигнеев также не уверен, что возрождение старых форматов вроде «Хочу все знать» может быть востребовано. «Слепо гнаться за блогерами в этой нише тоже не имеет смысла — большая студия просто не сможет реагировать на тренды так же быстро. Вероятно, логично было бы сконцентрироваться на качественных фильмах, которые можно показывать в прокате и на онлайн-платформах»,— рассуждает он.
У нового игрока должна быть прозрачная система грантов и субсидирования, ориентир на современные модели дистрибуции и не должно быть политизированных рамок, считает сооснователь Beat Film Festival Кирилл Сорокин. Заметной помощью для индустрии, по его словам, была бы поддержка хотя бы 15–20 проектов молодых режиссеров за два-три года.