Мир, труд, пропуск
1,4 тыс. подмосковных камер подключили к контролю самоизоляции
Подмосковные власти вслед за столицей начали использовать дорожные камеры для контроля режима самоизоляции. Областной минтранс уже разослал нарушителям, выехавшим на дороги области без цифровых пропусков, несколько сотен штрафных постановлений по 5 тыс. руб. Столичная практика показала, что граждане нередко получают штрафы, например, неправильно вводя номер машины при оформлении пропуска. Юристы продолжают настаивать на незаконности применения камер для контроля режима самоизоляции и обращают внимание, что подмосковный минтранс избегает упоминания терминов «постановления» и «штрафы», официально анонсируя рассылку «уведомлений» автовладельцам. Другие регионы вводить подобную систему не спешат.
1,2 тыс. стационарных и 200 мобильных камер, установленные на дорогах Московской области, начали с 1 мая контролировать пропускной режим в рамках борьбы с распространением коронавируса. Об этом сообщили в подмосковном минтрансе. Если владелец автомобиля не оформил цифровой пропуск (для Москвы и области действует единая пропускная система), он получит штраф в 5 тыс. руб. по ч. 4 ст. 3.6 КоАП Московской области. Необходимые поправки в кодекс Мособлдума приняла 30 апреля. Областной минтранс уже возбудил 300 дел в отношении нарушителей, им разосланы «письма счастья» с требованием оплатить штраф.
Как проехать на машине по Москве и не получить штраф в 5 тыс. руб.
Первым регионом, подключившим камеры для контроля пропусков, стала Москвы. Здесь система заработала 22 апреля. Нарушителей выявляет ЦОДД, постановления выносит Московская административная дорожная инспекция. Столичная мэрия статистику по вынесенным штрафам не раскрывает. Известно, что в первые два дня работы системы (22–24 апреля) было выявлено более 327 тыс. автомобилей без пропусков, но сколько автовладельцев получили штрафы, неизвестно. В соцсетях многие водители признают, что по собственной оплошности неправильно указали госномер в пропуске (ошибка в коде региона и т. д.) и получили штраф. Один нарушитель рассказал, что получил постановление за машину, которую продал в начале года через трейд-ин: новый владелец повез регистрировать авто из салона в ГИБДД на эвакуаторе, камера считала номер.
Большинство опрошенных “Ъ” юристов, напомним, уверены, что применять систему фиксации нарушений ПДД для проверки пропусков незаконно (независимо от региона).
«Упрощенный» порядок привлечения к ответственности (через рассылку постановлений по почте; ст. 28.6 КоАП РФ) возможен только в ряде установленных случаев — контроль пропусков к ним не относится. Заксобрание Нижегородской области 28 апреля внесло в Госдуму поправки к КоАП России, предложив ввести единый федеральный штраф в 5 тыс. руб. за управление авто без спецпропуска во время режима повышенной готовности. Законопроект направлен в профильный комитет Госдумы по госстроительству, дата его рассмотрения неизвестна.
Москва оказалась в сложной ситуации, полагает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. «Понимая сомнительную законность штрафных постановлений за отсутствие цифровых пропусков, Москва не выносит их в большом количестве, ограничиваясь единицами, надеясь на эффект предупреждения,— говорит он.— В случае вынесения сотен тысяч постановлений это может спровоцировать массовое возмущение и без того находящихся на взводе людей, а также обжалование штрафов, что не добавит популярности властям и может полностью парализовать работу судов».
Областной минтранс в официальных сообщениях намеренно избегает упоминания терминов «постановления» и «штрафы», анонсируя рассылку «уведомлений» автовладельцам, обращает внимание эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман.
«Более законными такие письма от этого не становятся»,— отмечает он
Другие регионы, где также действует пропускная система, автоматический контроль пока не вводят. В соседней с Подмосковьем Рязанской области проверки проходят в «ручном» режиме. Как убедился корреспондент “Ъ”, на Егорьевском шоссе после выезда из Подмосковья в селе Тюрвищи дежурит мобильный пост ГИБДД: проезжающие машины выборочно останавливают, врачи измеряют у водителей температуру. В других регионах камеры следят за автомобилями граждан, состоящих в «карантинных базах» (обязаны находиться на самоизоляции, поскольку болеют или контактировали с больными): подобная практика уже есть в Вологодской, Курской областях, Татарстане. В остальных регионах используются блокпосты. Например, на въезде в Севастополь установлено шесть таких контролирующих точек. У всех въезжающих измеряют температуру, иногородние заполняют анкеты. В Ставрополье, чтобы проехать из соседнего Краснодарского края, нужно предъявить транзитный пропуск, который выдают местные администрации. Въезжающие в Ставропольский край любым видом транспорта должны предоставить данные о месте проживания и дать подписку о том, что пройдут двухнедельную самоизоляцию. В Дагестане полицейские требуют у водителей служебных авто предъявить удостоверение либо справку с места работы, у местных жителей — паспорт с пропиской, дающей право для перемещения к месту проживания. В Нижегородской области блокпосты установлены в нескольких городах, где ранее был объявлен карантин (Павлово, Тумботино, Выксе, Кулебаках): там перекрыты въезды и выезды, стоят патрули, внутрь пускают только местных по прописке, никого не выпуская. На въезде в Республику Крым через Крымский мост работает блокпост: на полуостров пропускают только местных жителей и владельцев недвижимости в регионе.
В правительстве Саратовской области еще в апреле говорили, что готовы ввести систему электронных пропусков, аналогичную московской, но вопрос до сих пор находится в разработке. В пресс-службе губернатора Самарской области сообщили “Ъ”, что пока внедрение федеральной платформы для цифровых пропусков в регионе не планируется. Об этом же говорят и в правительстве Оренбуржья, Орловской, Белгородской областей. 29 апреля губернатор Томской области Сергей Жвачкин охарактеризовал пропускной режим «плохо работающей и унижающей достоинство людей мерой», к которой власти региона прибегнут только «в экстренном случае».