У SSJ 100 появилась новая версия
Что рассказал пилот сгоревшего в Шереметьево самолета
Командир самолета Sukhoi Superjet 100, сгоревшего год назад в Шереметьево, Денис Евдокимов представил свою версию трагедии. Как он рассказал в интервью изданию Lenta.ru, причиной инцидента, из-за которого погиб 41 человек из 78, стали технические недоработки самого лайнера. При этом следствие считает, что именно ошибка пилота спровоцировала жесткую посадку — у него был шанс исправить ситуацию, но Евдокимов этого не сделал. Как развивались события с точки зрения пилота? И мог ли именно самолет стать причиной трагедии? Разбирались Владислав Викторов и Сергей Гусев.
Фото: Следственный комитет РФ / РИА Новости
Фото: из личного архива Дениса Евдокимова
Год назад самолет Sukhoi Superjet 100 вылетел из Шереметьево в Мурманск. Через некоторое время внезапно в лайнер удалила молния — штатная ситуация. Но в этот раз самолет перевел управление с автопилота в режим direct mode. Обычно пилоты проходят специальную подготовку и знают, как действовать в этой ситуации. Командир Денис Евдокимов принимает решение лететь обратно в Шереметьево. И на этом этапе, как утверждает следствие, он допускает несколько ошибок.
Во-первых, он идет сразу на посадку, вместо того чтобы выработать топливо. А во-вторых, уже после отскока от полосы из-за столкновения, Евдокимов не идет на второй круг, а продолжает посадку, что и привело к трагедии, говорит официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко: «Евдокимов после возвращения в аэропорт Шереметьево осуществил грубую посадку воздушного судна на взлетно-посадочную полосу. Дальнейшие действия пилота повлекли разрушения и возгорание самолета, в результате чего погибли 40 пассажиров и один член экипажа. Следователями и экспертами изучены данные бортовых регистраторов разбившегося воздушного судна, согласно которым во время полета самолет адекватно реагировал на управляющее воздействие пилота».
Впрочем, Денис Евдокимов заявил журналистам, что все было иначе, и следствие это заметило бы, если бы проверило еще и второй эксплуатационный самописец, который содержит полный перечень сведений. По его словам, после перехода в режим прямого управления самолет стал выдавать множество ошибок, и, чтобы не подвергать пассажиров риску, Евдокимов не стал вырабатывать топливо, а сразу пошел на посадку. В этот момент он почувствовал, что самолет его почти не слушается. И когда произошло столкновение с полосой, командир решил не идти на второй круг, а продолжать выравнивание.
Мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах, летчик-испытатель Андрей Красноперов говорит, что Евдокимов поступил правильно, но допустил несколько ошибок: «Скорость была повышенной, любое касание джойстика приводит к большим отклонениям самолета. Тут летчик должен действовать аккуратно. Кроме того, стоит учитывать еще и режимы, при которых он летал только на тренажере. Конечно, летчику было тяжело справиться. Ошибка, что он отдал джойстик от себя. Правильно, он боялся, что он не впишется в габариты полосы. Изначально проблема была в том, что он подошел на повышенной скорости. Ее надо удерживать, когда самолет с большой заправкой топлива, но это тоже надо соизмерять».
То, что произошло дальше, Денис Евдокимов считает недоработкой в конструкции лайнера — при повторном столкновении с полосой стойки шасси ударили по топливному баку, что и привело к возгоранию. Этот недочет, по его словам, летчики замечали еще несколько лет назад. Но по счастливой случайности, это не приводило к трагедии. И год назад ее не случилось бы, если бы конструкторы обратили на это внимание. Летчик-испытатель, заслуженный пилот России Вадим Базыкин считает, что версия с несовершенством самолета должна быть главной в этой истории. Ведь судя по всему, командир действительно сделал все возможное. «Вся новая техника сыроватая.
Как бы вы ни пробовали сделать идеальный продукт, существует такое понятие как технологические испытания, когда два года самолет летает, на него все смотрят, дорабатывают детали.
Если бы, например, разбился самолет, который уже давно показывал себя надежным, тогда у меня бы не было никаких сомнений, кто виноват. Наверняка обязательно систему доработают»,— говорит Базыкин.
В последнее время в СМИ часто стали появляется сообщения о нештатных ситуациях, которые возникают с самолетами SSJ 100. Так, 5 мая экстренную посадку в Шереметьево совершил лайнер, у которого отказал один из двигателей. В этот раз обошлось без жертв. Но между тем сами пассажиры уже год смотрят на эти самолеты с некоторым опасением.
Насколько целесообразно объединение производства российских лайнеров
Несмотря на то, что следствие в декабре заявляло, что завершило расследование дела об авиакатастрофе Шереметьево, проверку Международный авиационный комитет еще не закончил. Пока ни «Аэрофлот», которому принадлежал самолет, ни производитель — компания «Гражданские самолеты Сухого» не комментировали интервью пилота.
Фотогалерея
Трагедия в Шереметьево
Пассажирский самолет SSJ 100 компании «Аэрофлот» в 18:03 вылетел из московского аэропорта Шереметьево, выполняя рейс SU 1492 Москва — Мурманск
Фото: AP
Вскоре самолет запросил экстренную посадку и вернулся в Шереметьево в 18:30. При аварийной посадке SSJ 100 загорелся
Фото: Reuters
На борту находились 73 пассажира и пять человек экипажа
Фото: Коммерсантъ / Роман Дорофеев
В результате пожара погиб 41 человек
Фото: Reuters / Nadezhda Polomoshnova
СКР возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц)
Фото: Федор Малинин / ТАСС
В «Аэрофлоте» сообщили, что причиной пожара стало возгорание двигателей после посадки воздушного судна в Шереметьево. Компания отмечала, что самолет вынужденно вернулся в аэропорт назначения «по технической причине»
Фото: Reuters
SSJ 100 традиционно считается в отрасли проблемным самолетом из-за частых неисправностей, в основном связанных с двигателями
Фото: Reuters
На момент катастрофы «Аэрофлот» был крупнейшим эксплуатантом SSJ 100 с 50 бортами в парке (считая сгоревший в Шереметьево)
Фото: Reuters
Для группы «Аэрофлот» это первая катастрофа с человеческими жертвами с 2008 года, когда разбился Boeing 737 в Перми
Фото: Reuters / Tatyana Makeyeva
Пострадавшие были доставлены в московские больницы и лечебные учреждения города Химки
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Следствие рассматривало три версии катастрофы в Шереметьево: недостаточная квалификация пилотов и диспетчеров, техническая неисправность и неблагоприятные погодные условия
Фото: РИА Новости
Глава Минтранс Евгений Дитрих (на фото) заявил, что не видит оснований для приостановки полетов SSJ 100 после катастрофы
Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости
СКР заявил, что командир воздушного судна Денис Евдокимов осуществил грубую посадку на взлетно-посадочную полосу, а его дальнейшие действия, «совершенные с нарушением установленных правил, повлекли разрушение и возгорание самолета». В апреле 2020 года дело о крушении лайнера было направлено в суд
Фото: Следственный комитет Российской Федерации
Сам Денис Евдокимов вину не признает и утверждает, что причиной трагедии стало несоответствие лайнера нормам летной годности. По его словам, самолет потерял управляемость после попадания в него молнии
Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин