Рейтинг на вырост
Илья Усов о привлекательности рейтинговой отрасли в условиях кризиса
Наверное, нет ни одной другой такой отрасли, которая бы столь активно жила своей внутренней жизнью во время охватившего страну карантина, как рейтинговая. Этой весной на рынке рейтинговых агентств сменилась половина гендиректоров. На продажу были выставлены доли в трех из четырех организаций. Наконец, к реальной деятельности, то есть к присвоению кредитных рейтингов, приступило НРА.
Агентство шло к этому более полугода, с тех пор как в сентябре ЦБ с третьего раза аккредитовал его. Первым клиентом стала не очень большая компания «РСХБ Страхование». И более чем полугодовая затяжка в присвоении кредитного рейтинга, и некрупный клиент, и, наконец, не самая рейтингоориентируемая отрасль (страховщикам рейтинг нужен лишь для участия в тендерах, получения аккредитации у банков и для перестраховочной деятельности) свидетельствуют, что спрос на такие услуги остается слабым.
«Динамика развития отрасли в последнее время несколько подзатихла»,— заявил “Ъ” замминистра финансов Алексей Моисеев (см. “Ъ” от 28 апреля). И последние изменения в отрасли могут повлиять на ее развитие. «Я думаю, что новые агентства (НКР и НРА.— “Ъ”) способны привнести свежую кровь в развитие рейтингового бизнеса»,— отмечала недавно ставшая гендиректором НРА Алина Розенцвет (цитата по Finversia). Господин Моисеев же уповает на новых руководителей в агентствах.
Основная задача кредитного рейтинга — показать заимодавцу надежность заемщика (будь то публичный или непубличный долг), то есть с какой вероятностью он сможет выполнить свои обязательства. Однако в стагнирующей экономике значительного роста заемщиков по определению быть не может. К тому же, поскольку российская экономика носит экспортно ориентированный характер, то большинство компаний-экспортеров предпочитают иметь валютные обязательства — а это уже зона ответственности не доморощенных агентств, а международных.
Так что экономических причин получать кредитные рейтинги у различных субъектов хозяйственной деятельности почти нет. Их, конечно, можно стимулировать на получение рейтингов административными методами. Ввести, например, дополнительные требования в рамках регулирования банковской деятельности или как условие для участия в многочисленных тендерах государственных или окологосударственных структур.
Вот только в этих случаях в выигрыше могут остаться либо агентства с наработанной базой, либо близкие к государству. Другим же отвоевывать свое место под солнцем придется в жесткой борьбе: либо снижая стоимость своих услуг, либо переманивая сотрудников у конкурентов. Насколько такая борьба принесет пользу и авторитет всей отрасли, вопрос открытый.