«Предприятия хотят и ждут открытия»
Максим Третьяков в эфире “Ъ FM” — о послаблениях для промышленных и строительных предприятий
Режим самоизоляции в Москве сохранится и после 12 мая. Об этом на совещании с участием президента Владимира Путина заявил мэр столицы Сергей Собянин. Послабления могут сделать только для промышленных и строительных предприятий — в таком случае к работе вернутся порядка полумиллиона москвичей. Восстанавливать деятельность предприятий сферы услуг в Москве пока не планируется. По словам Сергея Собянина, снятие ограничения для таких компаний может спровоцировать рост числа заболевших коронавирусной инфекцией. Как скоро предприятия смогут выйти на докарантинные уровни производства? Об этом эфире “Ъ FM” — вице-президент «Опоры России», глава комитета по промышленности Максим Третьяков.
— Сергей Собянин рассказал, что начнется выход из карантина с открытия промышленных предприятий и строек. Насколько, с вашей точки зрения, это решение правильное и обоснованное?
— Это абсолютно разумное решение, потому что каждый день самоизоляции и простоя промышленных предприятий и строительства наносит колоссальный ущерб не только экономике города, но и страны. Строительная индустрия является крупнейшим в стране потребителем самых разных строительных материалов, начиная от цемента, кирпича, кончая кабельно-проводниковой продукцией. Останавливается стройка, по цепочке останавливаются все поставщики, причем поставщики далеко не только в Москве и Московской области, это могут быть предприятия в Пскове, в Смоленске, даже на Урале. Потому что, скажем, если мы рассуждаем о кабеле, то московская агломерация — один из самых больших рынков потребления.
Поэтому открытие строек и открытие предприятий — это колоссальный плюс, это огромный стимул для ликвидации того экономического спада, который развернулся в связи с самоизоляцией.
— Насколько сложно будет разморозить предприятия, или это быстрый процесс, и это произойдет буквально за день, за два?
— Это произойдет очень быстро.
Предприятия хотят и, безусловно, ждут этого момента, поскольку предприятие — это такой организм, который не может находиться в самоизоляции, это не офис, удаленно оно работать не может.
Оно либо работает, либо стоит. Но поскольку предприятие по-прежнему выплачивает зарплату своим работникам, даже не из соображений гуманизма, а по простой совершенно мысли, что вы не можете менять квалифицированные кадры, это не секретари, юристы, бухгалтеры, которых, наверное, легче найти на рынке. Многие предприятия используют уникальных специалистов, и, потеряв их, они могут просто не запуститься, поэтому, безусловно, они им платят в период простоя. И они, безусловно, хотят сделать разморозить предприятия, я считаю, что мы это сделаем достаточно быстро.
— На ваш взгляд, удастся ли восстановить торговые связи и связи с поставщиками, или они и не прерывались, поскольку было понятно, что это временно, и эти связи были просто, скажем, поставлены на паузу?
— Они не прерывались, они были поставлены на паузу. Где-то они работали в фоновом режиме, потому что грузоперевозки все-таки отстояли, и режим самоизоляции все-таки не нанес по ним такого серьезного удара, как по промышленным предприятиям, поэтому фактически и поставщики, и покупатели стоят на низком старте и ждут свистка судьи.
— Скажите, пожалуйста, не будет ли каких-то сложностей с тем, что предприятия уже работают здесь, в Москве, выпускают продукцию, а ее по-прежнему не получают, потому что в регионах режим самоизоляции сохраняется, и сейчас эта продукция может оказаться невостребованной?
— На мой субъективный взгляд, режим самоизоляции наиболее строгий в Москве. То есть если брать ограничения именно для строительства и промышленных предприятий, то, пожалуй, полная остановка строительства в итоге реализовалась только в Москве и в области. Как это ни странно, во многих регионах к своей промышленности и строительству отнеслись более мягко. Поэтому фактически не Москва опережает регионы, а регионы ждут открытия Москвы.
— Какие-то санитарные нормы придется принимать дополнительно в открывающихся заново предприятиях?
— Есть четкие предписания санитарных врачей, они достаточно длинные, я даже не буду утруждать вас описанием нормативов, что надо соблюдать. Безусловно, это сложнее и чуть более накладно для экономики предприятия, чем работа в «мирное время», но я хочу сказать, что, наверное, лучше тяжело работать, чем хорошо стоять. Поэтому это нас не смущает. И мы, безусловно, будем работать с соблюдением всех санитарных требований.