К AR Films спродюсировали иск
Бывшие партнеры Александра Роднянского атакуют его в суде
Зарубежные кредиторы кинопродюсера Александра Роднянского подали заявление о банкротстве его кипрской компании AR Films. Ранее они безуспешно пытались взыскать с нее €2 млн по решению суда в Германии. Новый процесс вряд ли повлияет на бизнес продюсера, считают юристы.
Конкурсный управляющий немецкой A Company Filmed Entertainment Торнстен Мартини подал иск о банкротстве кипрской AR Films Александра Роднянского, сообщил “Ъ” господин Мартини. Иск зарегистрирован в суде Кипра 6 мая (его копия есть у “Ъ”). Александр Роднянский отказался от комментариев.
AR Films — операционная компания Александра Роднянского, чьи картины в последние годы имели максимальный для российского кино фестивальный успех. A Company, основанная Александром ван Дюльменом, стала частью AR Films в 2011 году — господин Роднянский приобрел в ней контроль, рассчитывая создать международного дистрибутора. В 2012-м A Company запустила в России компанию A Companу Distribution, которая начала прокатывать фильмы вместе с 20th Century Fox и занялась дистрибуцией фильмов и сериалов «Нон-стоп Продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова. В судебных документах раскрывается стоимость некоторых ее сделок: например, права на дистрибуцию «Елены» Андрея Звягинцева обошлись A Companу Distribution в 61,5 млн руб., а «Левиафана» — в 163 млн руб. Параллельно продюсер заключил сделку с Международным банком Азербайджана (МБА), который финансировал производство его фильмов, в результате чего связанная с банком компания Excalibur получила 49% в «Нон-стоп Продакшн». Кроме того, МБА кредитовал A Companу Distribution. Но через несколько лет банк разорился, а в киноиндустрии произошел кризис из-за падения курса рубля в 2014-м, и у совместного бизнеса начались проблемы.
A Company объявила себя банкротом в 2015 году. Незадолго до того Александр Роднянский как крупнейший акционер вывел из нее €10 млн, утверждает Александр ван Дюльмен, настаивая, что позиция продюсера «резко контрастирует с его имиджем». В марте 2018 года суд Берлина обязал AR Films выплатить €2 млн конкурсному управляющему. AR Films обжаловала решение, но в ноябре того же года отозвала апелляцию. «К нашему удивлению, AR Films не заплатила. Попытки исполнить решение суда результата не дали»,— пояснил “Ъ” Торнстен Мартини. В октябре 2019-го немецкий суд предписал AR Films выплатить по второму иску господина Мартини еще €2,8 млн и $3,8 млн, но это решение еще не вступило в силу, добавил он. По его словам, основные кредиторы A Company — российский Банк профсоюзной солидарности (лишился лицензии в 2017 году), Промсвязьбанк и немецкий Commerzbank (в них отказались от комментариев).
Александр Роднянский, продюсер, в интервью для сборника «Российская киноиндустрия-2017»
Кино переменчиво, как и отношение зрителей к нему
Александр Роднянский отбивается от судебных претензий бывших партнеров и в российской юрисдикции, где продолжается банкротство A Companу Distribution. Она признана несостоятельной по иску компании «Аграркредит», которая занимается взысканием проблемных долгов МБА. В апреле 2019 года суд удовлетворил иск «Аграркредита» о взыскании с AR Films $6,7 млн. В «Аграркредите» не ответили, получили ли эту сумму. Еще несколько исков к структурам продюсера безуспешно подавала компания Excalibur.
«Гипотетически у AR Films может не быть активов, а счета окажутся пустыми,— рассуждает управляющий партнер московского офиса Pen & Paper Антон Именнов.— Согласно праву Кипра акционер не отвечает по долгам компании, но есть исключения, и они касаются привлечения к ответственности при трансграничном банкротстве, что мы здесь и имеем». Вряд ли процесс повлияет на бизнес продюсера, но задача конкурсного управляющего A Company — создать массу неисполненных судебных решений в разных странах, чтобы обратить взыскание на его личное имущество, резюмирует юрист.
Собеседники “Ъ” на кинорынке полагают, что с помощью новых исков бывшие партнеры пытаются давить на господина Роднянского в публичной плоскости. «В кино все построено на личных отношениях, главный капитал продюсера не деньги, а имидж, достижения и опыт. С этим у Александра Роднянского все прекрасно, это топовый продюсер в стране»,— указывает исполнительный директор фонда инвестиций в кино «Кинопрайм» Антон Малышев. Он напоминает, что, хотя из последних проектов продюсера триллер «Девятая» не взлетел, собрав 56 млн руб. при бюджете 450 млн руб., зато снятый за 150 млн руб. «(Не)идеальный мужчина» прошел с кассой 520 млн руб.