Вечный ж/д

Железнодорожные долги станут бессрочными

Владимир Путин провел совещание по развитию транспортной отрасли, которая стала одной из главных жертв коронавируса и карантинных мер. Самая масштабная из одобренных идей — о выпуске ОАО РЖД вечных облигаций на 370 млрд руб. для компенсации критического дефицита средств на инвестпрограмму. Аналитики считают ключевым вопрос доходности этого инструмента. Прямое субсидирование удалось выбить только для железнодорожного контейнерного транзита в объеме 1 млрд руб. и авиации — еще на 30 млрд руб. с июля. Пригородные пассажирские перевозки и водный транспорт войдут в перечень отраслей, наиболее пострадавших от вируса, но денег из бюджета им пока не обещают.

Подведомственный министру Евгению Дитриху транспорт больше других отраслей пострадал от эпидемии и ждет всеобъемлющей поддержки

Фото: пресс-служба президента РФ

На проведенном 7 мая Владимиром Путиным совещании по развитию транспорта глава ОАО РЖД Олег Белозеров впервые публично признал наличие огромной дыры в инвестпрограмме 2020 года — в объеме трех четвертей от нее, или более 500 млрд руб. (см. “Ъ” от 24 апреля).

Инвестпрограмма «потенциально может уменьшиться в четыре раза — с 820 млрд руб. до 200 млрд руб.», уточнил господин Белозеров, но монополия хотела бы сохранить ее на уровне не менее 620 млрд руб.

«Мы готовы привлечь средства через механизм бессрочных облигаций, над которыми вместе с коллегами из правительства и ЦБ работали в течение двух лет»,— сообщил топ-менеджер. По его словам, ОАО РЖД готово начать выпуск таких облигаций в течение месяца и разместить в этом году бумаги на сумму «не менее 370 млрд руб.». В монополии и раньше говорили о выпуске того же объема, который должен быть выкуплен госбанками.

Президент пообещал в ближайшее время отдельно обсудить с главой ОАО РЖД сохранение объемов инвестпрограммы, а предложение по вечным облигациям поддержал и поручил правительству «в контакте с ЦБ в сжатые сроки подготовить нормативную и регуляторную базу».

Нормативная база по выпуску таких облигаций корпорациями уже есть — соответствующие изменения в закон «О рынке ценных бумаг» были приняты в конце 2018 года. Но пока ни одного выпуска не было сделано. Как пояснили “Ъ” два источника на фондовом рынке, главный вопрос — кто будет готов покупать бумаги. По подобным облигациям возможна отмена купона, если у компании убыток, а значит, инвесторам, которыми в основном являются банки, придется проводить дополнительное резервирование.

Как госбанки оценивают перспективы бессрочных облигаций ОАО РЖД

Смотреть

Вечные облигации, по сути, похожи на привилегированные акции, говорит гендиректор УК «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев. Купон по облигациям — аналог дивидендов по акциям, и если у компании убыток, то по обоим инструментам дохода не будет. По его мнению, чтобы бессрочные облигации были интересны инвесторам, купонная доходность по ним должна быть сопоставима с исторической дивидендной доходностью популярных привилегированных акций, например префов «Сургутнефтегаза» или «Татнефти» (8–12% годовых). «А если доходность будет сопоставима с дальними ОФЗ (6% годовых.— “Ъ”), никому такие облигации не будут нужны из-за несопоставимых рисков, и банки найдут способ их не покупать»,— считает эксперт.

В качестве другой меры, которая позволит стабилизировать инвестпрограмму ОАО РЖД, министр транспорта Евгений Дитрих попросил ускоренно выделить компании 30,5 млрд руб. на расширение БАМа и Транссиба, получение которых предполагалось в 2021 году.

По словам чиновника, идею уже поддержали в Минфине. Это позволит потратить на Восточный полигон в 2020 году 60,5 млрд руб. из средств фонда.

Господин Белозеров, в свою очередь, попросил сохранить в 2021 году ставку налога на имущество объектов инфраструктуры, которая должна вырасти до 2,2%, на уровне сегодняшних 1,6%. Так уже предлагал сделать Минтранс, закрепив ставку навсегда (см. “Ъ” от 27 апреля).

Евгений Дитрих также предложил — а Владимир Путин согласился — поддержать железнодорожные контейнерные перевозки субсидиями — по его словам, на выравнивание тарифов с ценами соседних стран, конкурирующих с РФ, прежде всего на оси Китай—Европа, нужно выделить порядка 1 млрд руб. Выступавший на совещании глава группы «Дело» Сергей Шишкарев уточнил, что необходима субсидия в объеме $900, или 70 тыс. руб., на контейнер, что принесет доход в $2,5–3 тыс. на штуку и позволит увеличить транзит по РФ на 200–250 тыс. контейнеров уже в 2020 году. По словам господина Дитриха, Минтранс вместе с Минфином изыщет этот 1 млрд руб. «в средствах, которые выделены на реализацию национальных проектов».

Другим сегментам меньше повезло с конкретными решениями и прямыми денежными вливаниями.

Владимир Путин предложил включить в список наиболее пострадавших отраслей пригородные железнодорожные перевозки. В Минтрансе попросили субсидировать лизинговые платежи пригородных пассажирских компаний на 3,24 млрд руб., перебросив эти деньги из компенсации федерального бюджета за пригородные перевозки, поскольку та не будет выбрана в этом году из-за снижения пассажиропотока. Олег Белозеров сообщил, что правительство рассматривает включение в список и Федеральной пассажирской компании, отвечающей за дальнее следование,— ее потери в 2020 году он оценил в 100 млрд руб.

Президент поручил внести в тот же список водный транспорт, хотя представители сектора на совещании просили о более широких мерах поддержки. Так, глава совета директоров «Водохода» Виктор Олерский предложил хотя бы на год разрешить возмещение акцизов на бункерное топливо, не дожидаясь факта его использования, а также попросил обеспечить достаточно средств на субсидии по кредитам и лизингу на строительстве судов в РФ.

Глава корпорации AEON Роман Троценко, напротив, предложил отменить регулярные субсидии и докапитализовать лизинговые компании, чтобы ввести лизинг с фиксированный ставкой, эквивалентной ныне действующей с учетом господдержки. Он также заявил о необходимости выделить из бюджета 4,7 млрд руб. на субсидирование расходов судоходных компаний на оплату труда и содержание имущества до весны 2021 года. Кроме того, господин Троценко предложил внедрить на три года систему выдачи госгарантий для получения кредитов с установленным лимитом для каждого предприятия, исходя из физических объемов перевозок пассажиров. Если предприятие не сможет рассчитаться по госгарантиям, его акции перейдут государству.

Проблемы наиболее пострадавшей от вируса отрасли — авиации — 7 мая подробно не рассматривались. Владимир Путин заявил о намерении провести по этому вопросу отдельное совещание. Пока же Минтранс лишь отметил, что видит необходимость дополнительных бюджетных вливаний в сектор в размере 30 млрд руб. начиная с июля.

О чем еще говорили на совещании

Смотреть

Наталья Скорлыгина, Анастасия Веденеева, Полина Смородская

Вся лента