Век йода не едать
Минэкономики не поддержало законопроект об использовании обогащенной соли
Законопроект Минздрава и Минсельхоза по обязательному использованию йодированной соли сначала в хлебобулочных изделиях, а затем и во всех остальных продуктах, столкнулся с замечаниями Минэкономики. Там опасаются, что мера приведет к росту издержек бизнеса, повышению цен и может вызвать дефицит соли класса «экстра». В текущем виде у законопроекта вряд ли есть будущее, считают юристы.
Минэкономики раскритиковало законопроект «О профилактике заболеваний, вызванных дефицитом йода». Отрицательное заключение размещено на портале проектов нормативных документов. Законопроект, подготовленный совместно Минздравом и Минсельхозом, должен решить проблему дефицита йода у населения. Для этого, согласно документу, с 1 июня 2020 года использовать исключительно йодированную соль должны производители хлебобулочных изделий. Годом позже обогащаться йодом должна сама пищевая соль «экстра», высшего и первого сорта (в основном мелкого помола). А с 1 июня 2022 года предлагалось распространить требования на всю пищевую продукцию, если это возможно технологически. Иначе обогащение йодом должно происходить иными способами.
Законопроект уже вызвал резкую критику Российского союза пекарей (РСП, объединяет производителей более 50% всего хлеба и хлебобулочных изделий в стране). Там считают, что ограничение нарушит права потребителей, имеющих противопоказания к употреблению йода. Кроме того, из-за отсутствия запасов йодированной соли и возможности обеспечить бесперебойные поставки сырья вырастут затраты на производство, а для конечных потребителей продукция может подорожать до 1,5 руб. на единицу товара, предупреждали в РСП (см. “Ъ” от 27 марта).
В Минэкономики согласны, что реализация законопроекта может привести к увеличению затрат производителей, что приведет к росту цен на полках.
Там также опасаются, что часть производителей соли из-за проблем с переоборудованием производства предпочтут перейти на крупный помол, не подлежащий обязательному йодированию. Между тем российские производители соли до сих пор не могут обеспечить потребность внутреннего рынка в высоких сортах, отмечается в заключении Минэкономики. Как сказано в документе, в 2018 году импорт соли высоких сортов в Россию вырос на 18%, составив более 400 тыс. тонн. В Минэкономики, Минсельхозе и Минздраве не ответили на вопросы “Ъ”.
С заключением не согласны в «Руспродсоюзе» (включает крупнейшего производителя соли в стране, оренбургскую «Руссоль»). Исполнительный директор ассоциации Дмитрий Востриков сомневается, что компании начнут переходить на производство соли крупного помола, так как основная часть продаж приходится на мелкий. Крупный же помол в основном используется для сегмента B2B. В «Руспродсоюзе» уверены, что мощности российских производителей соли хватит, чтобы покрыть все потребности. В ассоциации не считают, что обязательное применение йодированной соли приведет к существенному росту затрат у производителей продуктов. По данным «Руспродсоюза», разница в цене между йодированной и не йодированной солью находится в пределах 1–2%.
Сами производители использовать йод в продуктах сегодня не стремятся. Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев отмечает, что на рынке предпринимались попытки делать упор в позиционировании товара именно на наличие йода в составе, но это никак не отразилось на продажах, так что такие маркетинговые ходы сейчас используются редко. Исполнительный директор «Национального союза хлебопечения» (НСХ) Рустам Айдиев подтверждает, что массового спроса на продукты, обогащенные йодом, нет, так что нет смысла в лишних затратах.
Руководитель департамента налогового и юридического консультирования KPMG Михаил Орлов говорит, что отрицательное заключение Минэкономики формально не влияет на перспективы законопроекта. Но это подразумевает необходимость корректировки текста его авторами и нахождения консенсуса перед внесением в Госдуму, добавляет он. Один из юристов называет такие заключения «черной меткой» для большинства законопроектов.