Волонтеров в расчет не берут
Только 15% респондентов рассчитывают на помощь общественных организаций в период пандемии
Коронавирус не повлиял на привычку россиян в сложных ситуациях полагаться на помощь родных и друзей. Лишь 15% респондентов рассчитывают получить поддержку от общественных организаций и благотворительных фондов. К такому выводу пришли эксперты Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, с которым ознакомился “Ъ”. Эксперты отмечают, что волонтеры способны оказывать существенную помощь пострадавшим от COVID-19 или гражданам в самоизоляции, но коммуникация с ними не выстроена и люди просто не знают о том, кто и как может им помочь.
Исследование «Самоорганизация и взаимопомощь в условиях противодействия распространению коронавирусной инфекции» проводилось с 1 по 19 апреля 2020 года. В нем приняли участие более 1 тыс. россиян, с которыми социологи общались по телефону. Как показало исследование, почти половина россиян (49%) считают, что в России пока плохо развито волонтерство, которое бы помогало решать проблемы, связанные с коронавирусом. 49% опрошенных полагают, что волонтеры должны помогать людям, оказавшимся в самоизоляции. 36% отмечают, что такая помощь волонтерами оказывается и они, по мнению части респондентов, помогают людям чаще, чем государственные учреждения и социальные службы (22%).
Однако большую поддержку россияне ощущают со стороны своих родных и близких (62%). Именно на них, а также на коллег (48%) и соседей (43%) респонденты привыкли полагаться в первую очередь.
На помощь от госучреждений рассчитывают 30%, и всего 15% ее ждут от общественных организаций и благотворительных фондов. 61% респондентов готовы лично помогать незнакомым людям в решении бытовых проблем: купить продукты соседям (88%), вынести за них мусор (83%), отдать вещи (55%), оказать эмоциональную поддержку (49%), дать денег безвозмездно (28%) или в долг (18%) и т. д. Но по факту большинству опрошенных (78%) за время карантина пока ни разу не приходилось помогать нуждающимся. 60% респондентов за последний год не занимались никакой волонтерской работой.
Более чем в половине случаев мнение волонтеров отличается от мнения граждан: сами они отмечают увеличение доверия и гражданской ответственности, большую сплоченность, желание помогать, прокомментировала “Ъ” результаты исследования директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова.
Волонтеры сталкиваются с фактическими цифрами оказания помощи, количеством обработанных заявок о помощи, конкретными предложениями помощи, что вселяет оптимизм в сложившейся ситуации и усиливает веру в лучшее.
Отмечается доверие пожилых людей по отношению к волонтерам: они порой оказываются единственными, кто может оказать им помощь. Среди волонтеров отмечается рост доверия государственным институтам, считает госпожа Мерсиянова. Это, по ее мнению, связано «с большим количеством мер поддержки волонтерской деятельности».
Оказывая волонтерам поддержку, власть пользуется ими как эффективным инструментом, считает политолог Дмитрий Фетисов: «Для них созданы специальные пропуска на свободное передвижение по городу и предусмотрены другие возможности. Это делает волонтерство привлекательным. Волонтерские центры призваны вовлекать молодежь в общественную деятельность. Год волонтерства с этой целью и объявлялся, но задумка не была реализована прежним составом правительства». По мнению господина Фетисова, волонтерских центров пока мало и «реально работают они только у "Единой России" и ОНФ». Тем не менее, как сообщал “Ъ”, свои волонтерские программы развернули и другие политические партии — как системные, так и нет, а также ряд НКО.
Волонтеры способны оказывать существенную помощь пострадавшим от коронавируса, считает политолог Алексей Макаркин: «Они могут помочь самым уязвимым — одиноким пенсионерам. Другое дело, что часть пенсионеров просто не знают о существовании волонтерских программ. Коммуникации приходится выстраивать на ходу».
Как ранее сообщал “Ъ”, 30 апреля президент Владимир Путин встретился с волонтерами проекта #МыВместе, которые помогают бороться с COVID-19. Он поддержал предложение распространить на волонтеров, оказывающих помощь пациентам и гражданам в условиях самоизоляции, программы поддержки медиков — в частности, программу специального страхования.