Контейнеры захватывают железнодорожные пути
Транзит на оси Европа—Китай вырос вдвое
Коронавирусные ограничения не мешают росту железнодорожного контейнерного транзита по территории РФ и даже отчасти ему способствуют. За апрель перевозки транзитных контейнеров маршрутом Китай—Европа—Китай выросли в два раза, транзитные перевозки контейнеров в целом — на 40%. Правительство намерено поддержать этот рост, введя меры стимулирования контейнерного транзита.
ОАО РЖД в апреле зафиксировало почти двукратный рост перевозок груженых контейнеров по маршруту Китай—Европа—Китай, сообщила компания. Объем транзитных перевозок контейнеров по этому маршруту составил 45,4 тыс. TEU (рост в 1,7 раза к апрелю 2019 года), из них груженых — 44 тыс. TEU, что на 99,3% больше, чем годом ранее. В целом транзитные перевозки контейнеров в апреле выросли на 39,9%, до 65,1 тыс. TEU, перевозки контейнеров — на 10,4%, до 461 тыс. TEU.
Несмотря на кратковременную паузу после закрытия предприятий на карантин в Китае, контейнерный трафик очень быстро восстановился.
Он рос в феврале—марте (см. “Ъ” от 24 марта). После закрытия предприятий Европы в марте резко упал порожний контейнеропоток из Европы в Китай, ОАО РЖД ввело скидку до 40% на возврат контейнеров из третьих стран в Китай через территорию РФ (см. “Ъ” от 8 апреля). Некоторый вклад в популярность контейнерного транзита внесли карантинные меры, негативно сказавшиеся на трансграничных перемещениях фур, что, в свою очередь, привело к оттоку грузов на железную дорогу.
Для развития контейнерного транзита планируется ввести субсидию тарифа на перевозку. На совещании 7 мая у Владимира Путина глава Минтранса Евгений Дитрих сказал, что для выравнивания тарифа с соседними странами необходимо порядка 1 млрд руб., который можно изыскать в средствах, выделенных на нацпроекты (см. “Ъ” от 8 мая). Президент предложил включить меры по стимулированию контейнерных перевозок в общенациональный план действий по нормализации деловой жизни.
В целом перевозки контейнеров по сети ОАО РЖД (не только транзитом) также растут. С января по апрель они прибавили 12,4%, достигнув 1,8 млн TEU.
ФАС предлагает ОАО РЖД резко снижать тарифы
ФАС предлагает до лета 2021 года ввести для ОАО РЖД специальный режим, когда грузовые тарифы на непопулярных экспортных направлениях — на порты Юга и Северо-Запада — могут быть опущены существенно ниже существующих порогов, чтобы уравнять экономику поставки по этим маршрутам с прибыльным восточным направлением. По расчетам службы, для этого придется дать скидки от 16% до 55% при действующем лимите в 12,8%. Недополученную прибыль ОАО РЖД предлагается компенсировать в 2021–2025 годах за счет повышенного тарифа или дополнительных объемов поставок.