«Мы можем в разумных пределах сохранять наше общество открытым и при этом не нести большого ущерба»
Главный эпидемиолог Швеции объяснил преимущества шведской модели борьбы с коронавирусом над китайской
Главный эпидемиолог Швеции Андерс Тегнелл считает, что действия его страны, не ставшей вводить жесткий карантин и принудительные меры по самоизоляции в рамках борьбы с COVID-19, являются правильными. По его мнению, осенью возможна вторая волна инфекции, но шведы уже будут обладать более высоким уровнем иммунитета по сравнению с жителями тех стран, которые пошли по китайскому пути борьбы с вирусом.
В интервью британской Financial Times и американскому телеканалу CNBC, главный шведский эпидемиолог Андерс Тегнелл в очередной раз выступил в защиту тактики Швеции по борьбе с коронавирусом COVID-19.
Как известно, Швеция, в отличие от многих других европейских стран, не стала вводить жесткий карантин и массово останавливать работу предприятий.
Шведские власти предпочли не запретительный, а рекомендательный подход, советуя людям не скапливаться, тщательнее соблюдать личную гигиену, а особые меры защиты были введены для людей из зоны риска, в основном пожилых.
К нынешнему моменту Швеция с населением 10 млн человек официально зафиксировала 23,9 тыс. случаев заражения и 2941 смерть от коронавируса, из которых около половины произошло в домах престарелых. В соседней Финляндии с населением 5,5 млн человек зафиксировано 5,6 тыс. заражений и 255 смертельных случаев. В Норвегии с 5,4 млн населения — 8 тыс. случаев заражения и 217 смертельных случаев, в Дании с 5,8 млн населения — 10,2 тыс. случаев заражения и 514 смертельных случаев.
Несмотря на то что в соседних со Швецией странах, которые ввели более жесткие меры, пока наблюдаются более низкие показатели случаев заболеваний и смертельных исходов, Андерс Тегнелл считает шведскую тактику более правильной в долгосрочном периоде. «Осенью будет вторая волна (коронавируса.— “Ъ”). В Швеции к тому времени будет более высокий уровень иммунитета и число заражений скорее всего будет низким,— отметил шведский врач FT.— А у Финляндии будет очень низкий уровень иммунитета. И что, Финляндия снова введет жесткий карантин?»
По мнению господина Тегнелла, понадобится один-два года, чтобы понять, чья стратегия борьбы с вирусом оказалась в итоге более успешной.
Он считает, что подход Швеции сосредоточен на «более широком взгляде на общественное здравоохранение», при котором важным моментом является то, что «люди должны иметь возможность в разумных пределах продолжать вести свою обычную жизнь».
Главный шведский эпидемиолог настаивает, что «пока не существует научного обоснования пользы жестких карантинов», в частности закрытия школ, поскольку нет точных доказательств того, что дети являются переносчиками инфекции. По его мнению, многие лидеры европейских стран стали копировать китайские методы борьбы, опасаясь, что инфекция окажет чрезмерную нагрузку на их системы здравоохранения. В Швеции же, по словам врача, количество госпитализаций уже «очевидно падает», так же как и число смертельных случаев.
«Очевидно, что в Стокгольме мы уже прошли пик, и наша система здравоохранения оказалась способной справляться с болезнью. У нас были дополнительные места в больницах, и все, кому нужен был медицинский уход, получали этот уход. Даже пациенты, у которых не оказалось коронавируса, получали медицинское обслуживание,— заявил господин Тегнелл в эфире телеканала CNBC.— Мы можем в разумных пределах сохранять наше общество открытым и при этом не нести большого ущерба».
Господин Тегнелл выразил огромное сожаление в связи со смертельными случаями в его стране. Однако он не уверен, что всех этих случаев удалось бы избежать, особенно с пожилыми людьми.
«Мы знаем, что в подобных случаях существуют гораздо большие риски. Но мы не уверены, что, если бы мы вели себя по-другому, ситуация также развивалась бы по-другому»,— отметил главный шведский эпидемиолог.
Он признал, что при работе с пожилыми жителями страны можно было сделать и больше. По его словам, в Швеции, как и в других странах Северной Европы, в домах престарелых находятся «очень старые и очень больные» люди, а большинство пожилых людей живут дома. Господин Тегнелл заявил, что многие дома престарелых управляются в Швеции частными компаниями, и отметил, что в работе этих компаний были выявлены «проблемы с качеством» обслуживания. Это уже привело к началу нескольких расследований.
«Теперь мы знаем, что могли бы сделать больше, конечно. Но в целом, я думаю, мы бы следовали той же тактике»,— подытожил господин Тегнелл.