Обновление на упреждение

ГУП «Пассажиравтотранс» выбрало лизинговые компании на поставку 140 новых автобусов в Петербург

В 2020 году в городе могут появиться машины отечественных «Волгабаса», ЛиАЗ и белорусского МАЗ. Один из крупнейших городских перевозчиков Петербурга ГУП «Пассажиравтотранс» (ПАТ) подвел итоги нескольких конкурсов по лизингу автобусов на общую сумму более 2,6 млрд рублей. Транспортная компания заключит договоры на поставку 140 новых автобусов, из них 60 газовых машин большого класса, 30 дизельных автобусов большого класса, еще 25 дизельных двухсекционных автобусов («гармошка») и 25 стандартных 12-метровых автобусов. Победителями конкурсов стали АО «ВТБ Лизинг», белорусское ООО «Промагролизинг-Центр» и ООО «Национальный оператор общественного транспорта» (НООТ, дилер «Волгабаса»).

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Самый большой лот и по объему машин (60 газовых автобусов), и по цене (1,1 млрд рублей) выиграло АО «ВТБ Лизинг», предложив за контракт 1,08 млрд рублей. Конкурентом на этом аукционе выступало уже поставляющее на петербургский рынок 200 машин ООО «СВ-Транспорт» (100 МАЗ и 100 ЛиАЗ), которое участвовало в тендере с предложением, аналогичным начальной цене контракта. Неизвестно, какие именно машины поставит «ВТБ Лизинг», но специалисты портала «Питертранспорт» предлагают, что это будет продукция ЛиАЗ.

Второй конкурс (за 534 млн рублей) на поставку 30 дизельных автобусов большого класса выиграло ООО «НООТ», которое предложило цену договора 475,3 млн рублей. В тендере также участвовали связанное с «СВ-Транспортом» АО «Северная Венеция» (аукционная цена 480,7 млн рублей) и «ВТБ Лизинг» (507,4 млн рублей). Учитывая то, что НООТ является дилером «Волгабаса», а компании связаны на акционерном уровне, вероятно, на маршруты ПАТ выйдут машины именно этого производителя.

ГУП «Пассажиравтотранс» подконтрольно администрации Петербурга. Общий парк перевозчика насчитывает 1954 автобуса, из них 163 на метане и 10 электробусов. Компания занимает около 40% рынка наземных городских перевозок.

Еще один лот (590,6 млн рублей) на поставку 25 дизельных автобусов особо большого класса («гармошка») выиграло ООО «Промагролизинг-Центр», подконтрольное белорусскому лизинговому оператору ОАО «Промагролизинг». Конкурентом победителя на этом конкурсе выступала «Северная Венеция». Начальная цена контракта снижена до 578,8 млн рублей. Представляющий интересы белорусских предприятий «Промагролизинг», скорее всего, поставит ПАТ автобусы МАЗ.

Последний тендер (418,3 млн рублей) на закупку 25 стандартных 12-метровых дизельных автобусов выиграл официальный дилер «Волгабаса» НООТ. В конкурсе также участвовало ООО «Техтранслизинг», но контракт был заключен с предложившим более низкую цену НООТ (368,1 млн рублей).

Таким образом, за один газовый автобус ПАТ заплатит 18 млн рублей, за дизельный — от 14,7 до 23,1 млн рублей в зависимости от вместимости. Ранее эксперты отмечали (см. “Ъ” от 07.02.2020), что лизинг существенно удорожает конечную стоимость покупки. Однако переплату частично компенсирует снижение цены за оптовую партию, а также включение в стоимость контракта сервисного обслуживания. Средства на закупку нового подвижного состава ГУП выделяются из бюджета города.

На прошедшем в четверг совещании Владимира Путина с представителями транспортной отрасли обсуждалась поддержка городского общественного транспорта в период пандемии. В частности, предлагалась возможность отсрочки платежей по лизинговым договорам с учетом продолжения выплат процентов по лизингу. Господдержка на эти цели может составить 5,8 млрд рублей.

Планируется, что к 2023 году ПАТ расширит парк автобусов на альтернативных видах топлива до 385 единиц, электробусов — до 50 единиц. Подвижной состав перевозчика обновляется на фоне реформирования модели транспортного обслуживания в Петербурге, процесса также известного под названием транспортная реформа. Реформа предполагала переход частных транспортных компаний на госконтракт. Городские власти должны были разыграть конкурсы с маршрутами автобусов, по итогам которых перевозчики получили бы право обслуживать пассажиров до 2025 года. Конкурсы должны были состояться в марте, но на фоне затянувшегося процесса согласования параметров реформы, а также наложившегося эпидемиологического кризиса, реформа перенесена как минимум на 2021 год (см. “Ъ” от 29.04.2020). При этом в Смольном не исключают участие в аукционах подконтрольного городу ПАТ. Другими крупнейшими по доле рынка перевозчиками Петербурга являются ОАО «Третий парк», ООО «Петербургская транспортная компания» и ООО «Питеравто».

Яна Войцеховская

Вся лента