Французское лето будет чрезвычайным

Парламент продлил санитарные ограничения до 10 июля

За день до окончания карантина во Франции, который прекратит действие сегодня в полночь, парламент согласился продлить чрезвычайное санитарное положение до 10 июля. Среди одобренных мер — расширение полномочий премьер-министра, отслеживание больных и принудительный карантин для людей, прибывающих из стран, не входящих в Евросоюз. С подробностями — корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.

Фото: Benoit Tessier, Reuters

В ночь с 8 на 9 мая Национальная ассамблея (нижняя палата парламента Франции) приняла в первом чтении предложенный правительством законопроект о прекращении чрезвычайного санитарного положения с 10 июля 2020 года. Ранее и не без труда его удалось провести в первом чтении через Сенат. Затем закон вернулся в обе палаты парламента для заключительного голосования и был к вечеру 9 мая проголосован и принят.

Смысл закона — обеспечить быструю реакцию на изменения санитарного положения. Выпустив людей на улицы, правительство хочет сохранить за собой возможность дать задний ход. Премьер-министр может проводить реквизицию необходимых для борьбы с эпидемией средств, «ограничивать право свободного перемещения людей и транспорта», устанавливать условия, при которых открываются или закрываются культурные и спортивные учреждения, предприятия, магазины, церкви, мечети, синагоги. Такие меры было решено предусмотреть в связи с появлением новых очагов заражения, вроде выявленного недавно в городке Эглиз-Нёв-де-Верг департамента Дордонь. После церковной службы и похорон местного жителя 127 человек были обследованы на коронавирус и девять из них оказались зараженными.

Какую стратегию выхода из карантина разработали французские власти

Смотреть

Для сведения к минимуму ущерба при подобных ситуациях вводится система отслеживания больных и их возможных контактов. Обещанное электронное приложение для телефонов StopCovid, которое могло бы это делать в автоматическом режиме, не готово, к тому же даже тень компьютерной слежки пугает французов. Поэтому пока что ею займутся агенты Securite sociale — системы страхового здравоохранения. Они и так получают сведения о лечении и состоянии здоровья жителей страны, которые стопроцентно этой системой охвачены, теперь им придется проводить настоящие расследования в окружении больного. Парламент смирился с тем, что это потребует нарушения медицинской тайны, поскольку подобные меры будут приниматься только по отношению к СOVID-19 и в течение не более трех месяцев — после этого данные будут стерты из досье Securite sociale.

Принудительный карантин вводится для людей, въезжающих во Францию из-за границ Евросоюза и даже для французов, посещающих французские «заморские территории». Решено, что внутри Европы для ее жителей (не обязательно граждан), в том числе приехавших из не входящих в Евросоюз Великобритании или Швейцарии, такие меры применяться не будут. Карантин не должен превышать 14 дней и может быть обжалован в судебном порядке.

Чрезвычайное положение меняет правила пользования средствами транспорта. Уже накануне компания государственных железных дорог SNCF разослала всем потенциальным пассажирам разъяснения о новом порядке приобретения билетов и доступа в поезда. В пригородных поездах со свободной рассадкой теперь вводятся особые талоны на места, которые надо получить еще до оплаты билета. Обязательным становится ношение маски. Для того чтобы следить за выполнением этих правил, расширяются полномочия работников и службы безопасности SNCF.

Ожесточенные споры вызвал вопрос об ответственности или об условиях возможного освобождения об ответственности официальных лиц за ошибки, допущенные в ходе борьбы с эпидемией.

Это связано с тем, что множество частных лиц, ассоциаций и компаний намерено обратиться в суд в связи с ограничением своих прав и понесенными убытками. Они готовы обвинить мэров, префектов и руководителей предприятий в преступных ошибках, а также в пренебрежении правилами безопасности или, наоборот, чрезмерно строгом их применении. Парламент здесь согласился со следующим положением. Официальные лица могут быть преследуемы по закону за небрежность, халатность или заведомо вредные действия, но они невиновны, если действовали по указанию центральной власти или исходя из установленных правил безопасности. К примеру, многие муниципалитеты вроде бы превышали свои полномочия, вводя обязательное ношение масок или комендантский час. И случалось, что правительство их одергивало и эти меры отменяло, но через какое-то время признавало их целесообразность и следовало примеру местных властей.

Решено, что в подобных случаях мэры не виноваты, и их не будут судить задним числом ни за обязательность ношения масок, ни за их отсутствие, ни за косяки центральных властей.

Вся лента