Парки карантинного периода
Будут ли горожане посещать зоны отдыха по предварительной брони
На первом этапе снятия ограничений из-за коронавируса россиянам разрешат прогулки и занятия спортом на открытом воздухе, сообщал Роспотребнадзор. Логично предположить, что власти городов, где во время изоляции закрыли доступ в парки и другие общественные пространства, должны их открыть при первой же возможности. Но теперь эти места могут серьезно измениться. “Ъ”, расспросив урбанистов и архитекторов, попытался представить, как горожане смогут посещать парки без риска для здоровья и как эти зоны отдыха трансформируются после пандемии.
В начале мая власти Нью-Йорка, где число заразившихся COVID-19 и летальных исходов превышает среднеамериканский показатель, разрешили посещение парков при условии соблюдения социальной дистанции. При этом горожане обязаны использовать средства индивидуальной защиты и не собираться большими группами — за этим строго следит полиция, которая, кстати, раздает бесплатно маски, но при необходимости разгоняет толпу.
В Лондоне парки были закрыты в конце марта из-за того, что горожане не соблюдали социальную дистанцию и устраивали пикники. До сих пор вход туда недоступен.
В Москве и Московской области парки были закрыты сразу же после объявления режима вынужденной самоизоляции. Есть шанс, что они откроются при первой же возможности. 8 мая Роспотребнадзор сообщил, что на первом этапе снятий ограничений россиянам разрешат прогулки и занятия спортом на сведем воздухе.
«После пандемии люди захотят гулять на природе. Это еще и самая безопасная возможность выхода из дома. Поэтому будут востребованы природные территории и большие открытые пространства, где есть возможность соблюдать социальную дистанцию»,— заявил “Ъ” министр благоустройства Московской области Михаил Хайкин. В мэрии Москвы получить комментарии не удалось. Однако на прошлой неделе стало известно, что в парке «Сокольники» власти решили оборудовать временную больницу для инфицированных коронавирусом.
Ближе к природе
Решение московских властей создавать в парках временные стационары привело к тому, что москвичи уже стали называть привычные всем зоны отдыха «ковидариями». Это заметили антропологи, изучающие изменение социального поведения горожан, в том числе посредством соцсетей. Не исключено, что после пандемии это выражение останется с нами надолго, но оно уже будет иметь другое значение — не медицинское, как сейчас, а рекреационное.
В будущем, возможно, выражение «пойти погулять в ковидарий» будет означать желание уединиться в парке.
Структура парков изменится, уверен архитектор и сооснователь бюро Wowhaus Олег Шапиро. «В этом смысле они вернут себе традиционную роль, которую играли, начиная с XIX века,— говорит эксперт.— Например, на смену большим и многолюдным детским площадкам придут распределенные в пространстве и по возрастам мелкие, локальные, более интимные игровые площадки».
Парки избавятся от бешеного программирования досуга, захватившего их под влиянием опыта Парка Горького, предрекает господин Шапиро. Заместитель гендиректора фонда «Дом.РФ» Кристина Ишханова предполагает, что до конца 2020 года в парках либо будет ограничено проведение культурных мероприятий, либо их совсем не будет. Это не потому, что горожане, боясь новой волны пандемии, откажутся от посещения парков. «Наоборот, они станут пользоваться еще большей популярностью»,— говорит она.
Руководитель бюро Atlas Александра Сытникова также убеждена, что после карантина горожане вряд ли захотят вновь окунуться в шумный поток массовых развлечений. «В парках событийная программа в привычном формате под вопросом,— прогнозирует она.— Кажется, нам еще не скоро захочется тесно взаимодействовать друг с другом».
Независимый эксперт по урбанистике Наталия Маковецкая оказалась, пожалуй, единственной из экспертов, опрошенных “Ъ”, с альтернативным мнением: «Говорить о том, что событийная программа должна быть сокращена, преждевременно». Наоборот, поясняет она, в парках может появиться больше качественных форматов. Это те мероприятия, которые традиционно проходят в закрытых помещениях: кинопоказы, театральные представления, иммерсивные шоу и лекции. «Такие форматы адаптированы для внешних площадок»,— говорит Наталия Маковецкая.
Бронь в лабиринты
Сейчас эксперты обсуждают разные устойчивые и адаптивные решения для общественных пространств.
Уже существует ряд концепций по типу парков-лабиринтов, где предлагается гулять зигзагом и по очереди, рассказывает Александра Сытникова. Это позволяет избежать толпы, что минимизирует риски заразиться какой бы то ни было респираторной инфекцией. «У горожан сейчас формируются новые привычки, связанные с личной дистанцией и строгим соблюдением гигиены. В такой ситуации у них будут запросы на совершенно другие общественные пространства — без активных зон, предназначенных для массовых мероприятий»,— отмечает архитектор бюро Basis Иван Охапкин.
Не исключено, что наше ближайшее будущее — это бронирование времени посещения парков и даже определенных лужаек, беседок и зон в границах этих объектов. «Возможно, после пандемии мы станем свидетелями появления специальных онлайн-приложений, которые позволят бронировать посещение парков»,— говорит гендиректор Strelka CA Дарья Парамонова. Она убеждена, что цифровые инструменты для формирования новых моделей использования парков и других общественных пространств появятся в том или ином формате.
Александра Сытникова также предрекает появление возможности бронировать посещение парков, но для небольших объектов. «Возьмем для примера парк "Сокольники", который в 2018 году посетило в общей сложности более 1,3 млн человек,— продолжает эксперт.— Как обеспечить для такого количества пользователей условия для бронирований — вопрос, который должны решить специалисты».
Кристина Ишханова считает, что снизить плотность потока посетителей можно иначе — например, за счет большого количества входов в парки. «Создание вариативности маршрутов, в том числе за счет нестационарных объектов и уличной мебели, позволит снизить количество пересечений и выбрать уединенные аллеи для прогулок»,— говорит она.
Возможность контролировать поток посетителей и их социальное дистанцирование может позволить не закрывать парки при возникновении эпидемиологических волн в будущем, о чем уже предупредил Роспотребнадзор. «Сделать парки будущего безопаснее можно за счет простых и недорогих решений,— уверена Дарья Парамонова.— Применения специальных приложений для посещения парков (возможно, сейчас это звучит гротескно, но это реально), а также маркировка паркового пространства, которая позволит людям оценить разделяющую их дистанцию, не требуют больших средств».
Впрочем, городские власти, которые до пандемии щедро финансировали развитие общественных пространств, вынуждены будут пересмотреть свои планы.
Пандемия существенно повлияла на экономику, и в новых условиях большая часть бюджетных средств будет перенаправлена в медицину, не исключает Иван Охапкин. Поэтому, по его словам, парк с концепцией возвращения к природе помог бы заказчикам сэкономить на строительстве менее востребованной общественной инфраструктуры и при этом создать место, популярное у жителей, успевших привыкнуть к качественным городским пространствам.
Специально для локалов
Пандемия — новый вызов для урбанистов и архитекторов, которые занимаются трансформацией парков и созданием новых общественных пространств. «Текущая ситуация может стать стимулом для появления новых парковых зон в городах и их равномерного распределения по районам»,— констатирует Кристина Ишханова.
Опрошенные “Ъ” эксперты в этом единодушны, как единодушны и в том, что в Москве толчок к развитию получат районные парки.
«Постпандемический парковый бум активирует районные зеленые точки, куда потянутся местные жители и те, кто живет в соседних районах. Они станут альтернативой Парка Горького, ВДНХ или "Сокольников", куда стекаются посетители со всего города»,— комментирует Наталия Маковецкая. Огромные перспективы развития и новая популярность ждут лесопарки Москвы и особо охраняемые природные территории по типу нацпарка «Лосиный остров» или «Покровское-Стрешнево», считает Олег Шапиро. В таких местах, объясняет он, активная общественно-развлекательная и игровая зоны расположены на стыке с жилыми районами, а основная территория — это качественная природная среда, где можно уединиться, сбежать от повседневной городской суеты.
Посетители парковых зон, которые вернут себе популярность, начнут формировать новые требования к инфраструктуре. А это означает, считает Наталия Маковецкая, что эти объекты станут привлекательными для ритейлеров и рестораторов. «Если раньше они старались открыть свои точки на ВДНХ и еще в паре раскрученных среди горожан и туристов общественных пространств, то теперь они охотно будут работать в "Кузьминках", "Дубках" или "Измайловском"»,— считает она.
Сад на крыше
У москвичей и жителей других крупных российских городов после пандемии появится стремление к приватности. По сути, это и станет запросом, вокруг которого будет формироваться обновленная повестка развития городских пространств. Другой вопрос — смогут ли уловить возникший потребительский запрос операторы тех же фитнес-студий, спортивных клубов и представители смежных индустрий, которые сейчас вместо формирования новых продуктов все свои силы бросили на то, чтобы выторговать у государства налоговые и иные преференции. Безусловно, это необходимо во время пандемии, но только на первом этапе, потому что эти отрасли не могут существовать все время «на костылях» в виде господдержки.
Александра Сытникова подсказывает, что надо делать: «Возможно, нужно продолжать развивать онлайн-присутствие. Таким образом, сеанс групповой йоги или фитнеса можно будет организовать на любом комфортном расстоянии. Тренер просто проводит трансляцию, а люди смотрят ее со смартфонов и занимаются в отдалении друг от друга на территории одного парка».
Есть еще одна подсказка, но уже для девелоперов и компаний, управляющих жилыми домами. «К примеру, в городах по всему миру кровли домов активно используются как открытые пространства для жильцов,— делится своими наблюдениями Дарья Парамонова.— Они могут обустроить там сады и городские огороды, продумать функциональное наполнение этой территории». В России на сегодня крыши жилых зданий в основном мало используются. «Но,— уверена госпожа Парамонова,— у нас тоже можно обратить внимание на этот мировой тренд и делать постепенные шаги к внедрению подобных решений». Это позволит сделать отдых на свежем воздухе безопаснее.
Дарья Парамонова не исключает, что в будущем появится интерес к развитию полуприватных пространств — дворов и кровель. «Сейчас эти пространства осваиваются по остаточному принципу»,— констатирует она. Впрочем, жить в пешей доступности от сада — пусть и маленького или на крыше собственного дома — это вполне исполнимая мечта горожанина.