Где мотодрезина не редкость, а средство передвижения
Самая старая и протяженная в России узкоколейная дорога тянется от уральского города Алапаевска до поселка Калач и соединяет два десятка станций.
Фото и текст: Анастасия Овчинникова
Первые шпалы здесь начали укладывать еще в конце XIX века, а главный расцвет Алапаевской узкоколейки пришелся на советское время — тогда протяженность ветки достигала 600 километров, только она и связывала отдаленные населенные пункты с цивилизацией. Сейчас какие-то поселки опустели, в другие провели автомобильные дороги, большую часть железнодорожных путей разобрали, рельсы сдали на металл. И все равно оставшиеся 146 километров — пока еще узкоколеечный рекорд.
В 1950-е главным средством передвижения в этих краях стала мотодрезина ТД-5У «Пионер». С тех пор прозвище «пионерка» закрепилось не только за фабричными дрезинами, но и за любой «самоделкой» подобного рода. Хотя и другие названия в ходу: «бешеная табуретка», «лавочка без руля», «дрезинка» — они были в каждом дворе. Каждый приличный хозяин старался смастерить для своей семьи собственную модель из сварной рамы, труб, сиденья и двигателя от мотоцикла «Минск». Теперь этим почти никто не занимается, ездят на том, что осталось. Да и сама узкоколейка уже сильно изношена, некоторые шпалы совсем прогнили. Дивный дрезинный мир исчезает — как и положено советскому наследию.