Дата
40 лет назад «Огонек» писал о создании НИИ научно-технической информации и технико-экономических исследований Госплана УССР, прозванного Институтом информации
Это был своего рода ответ на американскую DARPA, созданную еще в 1958 году, но советский НИИ изначально не был замкнут только на сферу военных технологий.
«Конструкции домашних очагов и формулы, выведенные исследователями космоса, мировая добыча нефти и рацион дойного стада, чертежи прокатного стана и описание моделей одежды — все подобные сведения хранятся в этом институте и в любое время могут быть использованы для текущей работы»,— писал «Огонек».
И приводил несколько историй того, как можно работать с таким хранилищем знаний. Вот пример: руководство киевского завода им. Лепсе было обеспокоено отставанием чугунолитейного цеха. Ведущий специалист института Г.А. Пылаев взялся за работу и с помощью фондов НИИ (30 млн единиц хранения) проанализировал изобретения, сделанные в 56 странах, включая СССР. Причем сделал это с помощью новинки того времени — ЭВМ: «Документы, записанные на магнитные диски, можно отыскать за несколько минут. Немного дольше выдается информация с магнитной ленты. Часть материалов хранится на микрофишах». Выяснилось, что «для работы над этой темой лучше других подготовлены ученые Института проблем литья Украинской Академии наук, а наиболее близкое по назначению оборудование в действующих цехах фирмы "Рено" во Франции». Так и сделали: купили у французов оборудование, получили помощь в Институте литья и обзавелись своим патентом на ноу-хау.
Журнал отмечал: фонды — это первое направление работы Института информации, но есть еще и второе — издательская деятельность и третье — автоматизация первых двух. «Огонек» писал: «Нужна широкая пропаганда возможностей информационных служб, смысл которой укладывается в два слова: "Возьмите готовое!"».