«Исторические споры все больше напоминают минное поле»
Максим Юсин — о праздновании юбилея Победы в мире
По мнению обозревателя “Ъ” Максима Юсина, то, как проходило в мире празднование 75-летия Победы над нацизмом, подтолкнуло к некоторым отнюдь не праздничным выводам.
Празднование 75-летия Победы над нацизмом получилось в этом году не особо праздничным не только из-за обрушившейся на планету пандемии. То, как проходили торжества в разных странах, показало: вместо того, чтобы объединять людей, политиков и народы, история, к сожалению, все больше их разъединяет и раскалывает.
Наиболее красноречивой иллюстрацией этого стал удивительный жест, который позволила себе администрация Дональда Трампа. Вначале на сайте Белого дома появилась поразительная запись: «8 мая 1945 года Америка и Великобритания одержали победу над нацизмом. Американский дух всегда будет побеждать». А потом был показан и соответствующий клип, где президент США с супругой возлагают венок к мемориалу Второй мировой войны, при этом голос Трампа слово в слово повторяет то же утверждение об Америке и Британии, победивших нацизм. О роли Советского Союза, о тех жертвах, которые он понес в войне с Германией, – ни слова, ни полунамека. Ни даже смутного упоминания о союзниках — не было их, этих союзников, в представлении Трампа и его команды. Только нынешний друг Вашингтона — Лондон, и больше никого.
Не удивительно, что в ответ из Москвы прозвучало предельно резкое заявление Министерства иностранных дел, выразившего «крайнее возмущение» попытками «искажения итогов разгрома нацизма и решающего вклада нашей страны».
Таким образом, празднование 75-летия Победы вместо того, чтобы сплотить тогдашних союзников по антигитлеровской коалиции, стало очередным раздражителем, очередным поводом для обид. Власти США с предельным цинизмом подтвердили то, что и так уже многим было ясно. В сегодняшнем мире исторические факты существуют не как таковые, а лишь в нужной интерпретации, подчиняясь идеологическим и геополитическим задачам. То, что не вписывается в привычную, часто упрощенную, черно-белую картину, попросту не замечается, замалчивается, исправляется задним числом.
Не менее драматическая интрига закручивалась в эти дни и на постсоветском пространстве, между двумя странами, которые теоретически считаются чуть ли не ближайшими союзниками, — Россией и Белоруссией. В открытую об этом не говорили официальные лица ни в Москве, ни в Минске, но жители двух государств отлично понимали, что происходит. Своим отношением к торжествам, своим решением провести военный парад, несмотря на пандемию, более того, обеспечив присутствие тысяч зрителей без единой марлевой повязки, Александр Лукашенко фактически выступил антиподом Владимира Путина, который из-за ситуации с пандемией вынужден был свести празднования к минимуму. Для телезрителей двух стран, да и всего бывшего Советского Союза, контраст действительно был разительный: Лукашенко на трибуне в окружении ликующей толпы, в привычной атмосфере 9 мая, и одинокий Путин в Александровском саду.
Кто из них был прав, покажет будущее. Давайте не будем спешить и подождем месяца два, когда должно стать окончательно ясно, как развивается пандемия в одной и другой стране и чей подход 9 мая был более ответственным, человечным и гуманным. Напомню только одно высказывание Александра Лукашенко, сделанное совсем недавно, в конце прошлого года: «Все эти войны — не наши войны. Отечественная война 1812 года… Потом Первая мировая… Потом Вторая мировая, у нас Великая Отечественная… Это не наши были войны». Так что, видимо, не стоит переоценивать степень искренности белорусского президента. Сегодня ему выгодно предстать главным наследником Победы, да еще на контрасте с Путиным, но еще недавно акценты были совсем иными. То есть и война, и победа используются для решения сиюминутных политических задач, удовлетворения личных амбиций и сведения счетов. Примеров, к сожалению, можно привести еще немало. Здесь и спор о вине в развязывании Второй мировой, которую перекладывают друг на друга Варшава и Москва, пытаясь выставить сегодняшнего оппонента сообщником и подельником гитлеровской Германии. Здесь и президент Украины Владимир Зеленский, который в своем обращении к соотечественникам по случаю 75-летия Победы перечислил трех этнических украинцев, воевавших в составе армии США (причем один из них — с Японией), но тщательно избегал упоминания той армии, в рядах которой выиграл войну его собственный дед.
В общем, в эти праздничные дни жизнь подталкивает к печальным выводам. Исторические споры, начавшаяся война за историю, за ее правильное прочтение, все больше напоминают минное поле, на котором могут взойти ростки ненависти, новых конфликтов, но никогда не вырастет обильный, мирный урожай.