Российский авторынок пережил «черный апрель»
Продажи за месяц упали на рекордные 72,4%
В апреле впервые в истории российского автопрома реализация автомобилей упала за месяц сразу на 72,4%, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). При этом и в мае в АЕБ не ждут существенного увеличения продаж, несмотря на то что карантинные меры в регионах РФ будут постепенно сниматься. Из наиболее популярных марок худшую динамику показали Chevrolet и Ford (падение почти на 100%), лучшую — Nissan (снижение на 59%). Продажи АвтоВАЗа упали чуть меньше, чем рынок в целом,— на 71%.
Продажи легковых автомобилей и LCV в России в апреле упали сразу на 72,4%, до 102,1 тыс. машин, сообщила АЕБ (.pdf). По итогам января—апреля реализация снизилась на 19,1%, до 415,1 тыс. машин.
В марте на фоне девальвации рубля и ожидания роста цен на автомобили их реализация увеличилась на 4%, до 162,3 тыс. машин. «После исключительно высокого уровня продаж в марте в апреле в связи с ситуацией вокруг COVID-19 дилерские организации вынуждены были приостановить или существенно ограничить свою деятельность»,— говорит глава комитета автопроизводителей ассоциации Томас Штэрцель.
Российская автомобильная промышленность столкнулась с крупнейшим месячным падением розничных продаж за всю историю статистических данных, собираемых членами АЕБ, продолжает господин Штэрцель.
«Черный апрель» 2020 года нанес сильнейший удар по ликвидности дилеров, а в среднесрочной перспективе — даже по их устойчивости, отмечает он, и «чтобы в новой реальности оставаться рядом с клиентами, нам всем необходимо пробовать новые креативные форматы коммуникации и продаж».
Несмотря на то что дилеры готовятся к перезапуску работы на фоне смягчения карантинных мер, в АЕБ не ожидают существенного роста продаж в мае. Напомним, что Владимир Путин объявил о снятии с 12 мая всероссийского режима нерабочих дней, однако регионы будут снимать ограничения постепенно и в зависимости от ситуации.
Российский авторынок начал восстанавливаться в 2017 году после многолетнего падения с марта 2013 года. Но в 2019 году ситуация резко изменилась, и по его итогам продажи легковых автомобилей и LCV упали на 2,3%, до 1,76 млн штук. АЕБ в начале 2020 года ожидала падения рынка на 2,1%, до 1,72 млн штук по итогам года, но прогноз еще не пересматривался на фоне кризиса из-за коронавируса. Как писал “Ъ”, в отрасли ожидают спада продаж по итогам года на 20–50%.
Ни один из представленных в РФ брендов в апреле не показал положительной динамики.
Сразу почти на 100% упали продажи Chevrolet (до девяти машин) и легкового Ford, который в апреле 2019 года объявил об уходе из РФ (семь машин).
Продажи бестселлера российского рынка АвтоВАЗа в апреле оказались на уровне рынка, упав на 71%, до 9,4 тыс. машин. Чуть хуже ситуация у лидера среди иномарок Kia — падение на 78%, до 4,3 тыс. штук, а также Renault (падение на 75%, до 3,1 тыс. машин). На 68% упали продажи Volkswagen (3,1 тыс. машин), Skoda — на 59%, до 3 тыс. штук, Toyota — на 70%, до 2,8 тыс. штук. Реализация Hyundai сократилась сразу на 84%, до 2,4 тыс. штук, причем бренд опустился с третьей строчки на седьмую в топ-10 лидеров рынка. Nissan просел на 59%, до 1 тыс. машин. Продажи ГАЗа упали на 58%, до 2,3 тыс. штук, УАЗа — на 75%, до 862 штук.
Как государство будет поддерживать автопром
Как и ожидал “Ъ”, государство не предложило прямых бюджетных вливаний в автопром. Увеличатся госзакупки скорых, будут перенесены на этот год заказы на машины для МВД и военных с будущих периодов. Также расширят программы льготных лизинга и автокредитования, которые должны поддержать спрос. Дополнительным источником заказов может стать программа модернизации городского транспорта. Поддержать пополнение оборотных средств автоконцернов призваны льготные кредиты, а снизить нагрузку — отсрочка уплаты утильсбора в бюджет.