Таланты и исследователи

Как отличить одаренных детей от обычных

Сотрудники лаборатории «Когнитивные и междисциплинарные исследования» образовательного фонда «Талант и успех», ученые Томского государственного университета и других российских и зарубежных вузов исследуют особенности талантливых подростков. Например, есть ли различия в добросовестности, коммуникабельности и других поведенческих характеристиках у одаренных и обычных ребят. Совместный проект «Исследование индивидуальных различий в образовании и успешности» реализуется в образовательном центре «Сириус», где школьники учатся на интенсивных программах по разным направлениям.

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ  /  купить фото

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ  /  купить фото

В статье описаны психологические особенности одаренных подростков (974 студента образовательного центра «Сириус») в сравнении с их сверстниками, обучающимися в обычных общеобразовательных школах России (1261 человек). Изучались данные, полученные с помощью опросников «Темной триады» (нарциссизм, макиавеллизм, психопатия), «Большой пятерки» (экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, нейротизм, открытость опыту), поведенческих и эмоциональных проблем и академической успешности.

— У каждого педагога есть свое мнение о том, какого ребенка считать одаренным: кто-то говорит о мотивации, кто-то — о креативности. Популярно также мнение, например, о том, что одаренные дети не умеют общаться со сверстниками. В науке тоже нет финального ответа на этот вопрос. Более того, традиционно рассматриваются когнитивные факторы (например, интеллект), но с точки зрения некогнитивных факторов (например, черт «Темной триады») исследований не так много. Мы же хотели проверить, насколько справедливо мнение о «драматичных» различиях между одаренными школьниками и их сверстниками именно в личностных характеристиках и поведенческих и эмоциональных проблемах,— поясняет старший научный сотрудник лаборатории «Когнитивные и междисциплинарные исследования» образовательного фонда «Талант и успех», кандидат филологических наук, выпускник ТГУ Максим Лиханов.

Команда исследователей при этом сделала акцент на том, насколько справедливо определение одаренности по одной черте — добросовестности, открытости опыту, коммуникабельности и так далее. В этом исследовании такой черты не нашлось. По мнению ученых, одаренность — это сложная характеристика, формирующаяся за счет большого числа разных черт, имеющих маленький эффект.

Кроме того, проанализировав данные, исследователи пришли к выводу, что разница в результатах между одаренными детьми и их сверстниками не так уж и велика. Однако ряд результатов оказался неожиданным: неотобранная группа демонстрировала более высокую добросовестность. Ученые предполагают, что это может быть компенсаторным механизмом: неотобранной группе нужно тратить больше сил на учебу, чтобы держать успеваемость на уровне. Конечно, могут быть и другие объяснения — например, при оценке своей добросовестности одаренные школьники сравнивают себя с такими же одаренными школьниками, занижая оценку своих усилий.

— Еще мы обнаружили, что разница в школьных оценках между одаренными ребятами и их сверстниками оказалась также небольшой. Видимо, есть какая-то внутренняя поправка на одаренных детей — к ним в школах предъявляют иные требования. Это говорит о том, что система выставления оценок не очень объективно работает,— считает Максим Лиханов.— Об этом мы уже говорили в предыдущей статье, сейчас эта проблема повернулась другим аспектом. Получается, что оценки не позволяют разделить эти две группы, а значит, объективно оценивать способности и прогресс школьников мы тоже не можем. В то же время оценки за экзамен у них существенно различаются. Что касается расхожего мнения о проблемах в коммуникации одаренных школьников — они действительно демонстрировали чуть меньше просоциального поведения, чем подростки из неотобранной группы, но и нелюдимыми их назвать нельзя.

В проведении исследования и подготовке статьи принимали участие сотрудники научно-технологического университета «Сириус» (Сочи); Университета Квинс в Белфасте (Великобритания); факультета психологии Голдсмитс, Университета Лондона (Великобритания); Международного центра исследований развития человека Томского государственного университета; Казанского открытого университета талантов 2.0 (Республика Татарстан); Ульяновского государственного университета.

По материалам Томского государственного университета и статьи Ordinary extraordinary: Elusive group differences in personality and psychological difficulties between STEMgifted adolescents and their peers; Maxim V. Likhanov, Elina S. Tsigeman, Kostas A. Papageorgiou, Aydar F. Akmalov, Ildar A. Sabitov, Yulia V. Kovas, журнал British Journal og Educational Psycology, май 2020 г.

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...