Очередь просителей
Анатолий Костырев о российском лоббизме в период кризиса
Кризис, разгорающийся на фоне пандемии COVID-19 и ограничительных мер, кажется, дал наибольшее число примеров деятельности российских лоббистов, чем когда-либо. Последние два месяца отраслевые ассоциации атаковали правительство РФ десятками писем, предупреждая о невыносимых условиях работы, скором крахе и, разумеется, прося поддержки.
И если к туроператорам или рестораторам, действительно пострадавшим от кризиса, вопросов нет, то некоторые участники рынка, видимо, действовали по принципу «все побежали, и я побежал».
При этом зачастую их обращения были составлены как под копирку: лоббисты жаловались на негативное влияние COVID-19, девальвацию рубля и не учитывали детали. А иногда в письмах и вовсе встречались парадоксальные пассажи.
К примеру, «Руспродсоюз», выступая в том числе от лица производителей гречки и соли, жаловался на снижение рентабельности из-за роста себестоимости и просил власти компенсировать им недополученную прибыль. Но более эффективным мог быть иной аргумент: ажиотажный спрос привел к огромной нагрузке, из-за чего возникла нехватка оборотных средств. Чтобы избежать дефицита социально значимых товаров и роста цен, как раз требуется поддержка.
Ассоциация «Теплицы России», ссылаясь на рост себестоимости и падение рентабельности, предложила снизить наценки торговых сетей, чтобы поддержать текущие продажи в моменте. Между тем льготные тарифы или субсидии на электроэнергию для тепличных комплексов могли бы системно изменить себестоимость выращивания овощей.
Переработчик ягод «Русбиоальянс» просил чиновников субсидировать расходы на сырье, опасаясь роста цен. Почему население в условиях снижения доходов должно поднимать цены на ягоды, рискуя потерять покупателей, в обращении компании не уточнялось.
Одними из самых активных, по крайней мере среди производителей продуктов, в части обращений были хлебопеки. Так, Национальный союз хлебопечения в числе прочего просил субсидировать расходы на сырье, жалуясь в том числе на дефицит муки и сахара. Но ни для кого на рынке не секрет, что в России не первый год переизбыток сахара. Производство в этом сезоне может достичь рекордных 7,7 млн тонн, оптовые цены находятся на уровне 27 руб. за 1 кг против более 35 руб. за 1 кг в 2016 году, а некоторые заводы закрываются.
Не исключено, что такой поверхностный подход к подбору аргументов может обернуться против лоббистов в будущем.
Это не последний кризис в истории российской экономики, и бизнесу еще придется просить помощи у государства. Сомнительно, что в будущем чиновники будут всерьез рассматривать обращения отраслевых ассоциаций, которые не могут предложить действительно адекватный механизм поддержки или, того хуже, занимаются передергиванием фактов.