Инновации ждут раздела полномочий
Депутаты уточнили претензии к проекту о «регуляторных песочницах»
Законопроект об экспериментальных правовых режимах — он, напомним, необходим для локального снятия законодательных ограничений при проведении технологических экспериментов (как выпуск на улицы отдельных территорий беспилотных такси) — прошел первое чтение в Госдуме. Документ, однако, столкнулся с критикой законодателей, требующих деталей и подробностей еще не введенных экспериментальных режимов, и опасениями расширения полномочий правительства при их регулировании. В Минэкономики уже приступили к разработке поправок — ведомству надлежит представить их в двухнедельный срок. Однако дальнейшее прохождение проекта может затянуться из-за пандемии, хотя депутаты и признают актуальность проекта.
Госдума приняла в первом чтении законопроект об экспериментальных правовых режимах (ЭПР) — «регуляторных песочницах», призванный упростить внедрение инноваций за счет выведения их из-под общего регулирования на отдельных территориях. Проект планировался к принятию еще весной 2019 года, но завис из-за спорной нормы о праве правительства делать точечные изъятия из законодательства для ЭПР. Это означало бы наделение Белого дома полномочиями законодателей (см. “Ъ” от 18 мая 2019 года). Впоследствии норма была переосмыслена — в целом решение о возможности изъятий будет принимать парламент, а правительство применять их в конкретных случаях (см. “Ъ” от 18 марта).
Впрочем, и в таком виде норма вызвала опасения законодателей: так, поскольку сами экспериментальные режимы будут регулироваться нормативно-правовыми актами правительства, ряд депутатов попросил обеспечить участие Госдумы и в их разработке. Другие же парламентарии настаивают на том, чтобы ко второму чтению Белый дом представил на рассмотрение Думы подзаконные акты, очевидно игнорируя, что в данном случае принцип разделения властей будет нарушен уже вмешательством законодателей в полномочия исполнительной власти. Впрочем, как сообщили “Ъ” в Минэкономики, ведомство уже приступило к разработке подзаконных актов.
В целом же проект потребует технических правок.
Как следует из заключения правового комитета Госдумы, уточнения требуют понятия «экспериментальный правовой режим», «общее регулирование», «специальное регулирование» и др. В доработке нуждается и субъектный состав регулируемых отношений — сейчас под «участниками ЭПР» понимаются как его субъекты, так и иные лица (например, потребители экспериментальных услуг). Депутаты рекомендуют опираться на опыт Москвы, где ЭПР уже введен для внедрения искусственного интеллекта и под участниками эксперимента понимаются исключительно лица, осуществляющие специально регулируемую деятельность. Принимавшая участие в разработке проекта руководитель проектов ЦПУР Ольга Шепелева указывает, что субъекты и иные участники эксперимента и так разделены в проекте. «В частности, для первых описаны требования и обязанности, а для вторых предусмотрен ряд гарантий, в том числе информирование об особенностях эксперимента и участие в эксперименте только при информированном согласии»,— уточнила она.
Отметим, что сама разработка проекта о «регуляторных песочницах» была вызвана потребностью в унификации рамочного регулирования экспериментов технологичных компаний, иначе его заменит противоречивый корпус региональных законов, вводящих локальные экспериментальные режимы. Депутаты признают актуальность введения «правовых песочниц», особенно на фоне пандемии. Впрочем, она же может стать и причиной затягивания рассмотрения проекта: председатель Госдумы Вячеслав Володин рекомендовал сконцентрироваться на работе над проектами поддержки бизнеса и граждан. Такие же проекты, как введение ЭПР, могут потребовать дополнительных дискуссий.