ЕГЭ беда начало
Единый экзамен перенесли, но точных знаний о нем нет
Образовательные ведомства не смогли договориться между собой о порядке проведения ЕГЭ этим летом. В среду, 13 мая, Минпросвещения, Рособрнадзор и Минобрнауки в течение дня выступали с противоречащими друг другу заявлениями о количестве экзаменов, которые должны будут сдавать выпускники школ. Относительной ясности в этом вопросе удалось добиться лишь в среду поздним вечером. Дата и даже месяц проведения ЕГЭ до сих пор неизвестны.
Путаница с госэкзаменом началась с пресс-релиза, который Минпросвещения РФ разослало в среду около полудня: даты проведения ЕГЭ вновь будут перенесены. По установленному графику экзамен должен был начаться в мае, но после введения карантина его отложили на 8 июня, а теперь — на неопределенный срок. «Окончательные даты начала аттестационной кампании будут озвучены в ближайшее время,— говорилось в релизе,— это решение обусловлено рекомендациями органов здравоохранения». Также сообщалось, что формат проведения ЕГЭ в 11-х классах «будет скорректирован». Напомним, что обычно выпускники сдают два обязательных ЕГЭ — по русскому языку и «базовую» математику. Это необходимо для получения аттестата. Те, кто хочет получить высшее образование, сдают еще один-два «профильных» госэкзамена, которые назначает вуз (бывает, что и больше), и поступают по сумме баллов.
В этом году, следует из пресс-релиза Минпросвещения, выпускники, которые не планируют поступать в вузы, могут вообще не сдавать ЕГЭ.
Они получат аттестат с отметками, «выставленными по итогам года», «обязательные ЕГЭ по русскому языку и математике проводить не планируется». Из письма следовало (но не проговаривалось прямо), что выпускникам, нацеленным на высшее образование, придется сдавать лишь ЕГЭ по выбору.
Днем в Москве прошло онлайн-заседание президиума Российского союза ректоров. Ректор МГУ Виктор Садовничий предложил ограничить количество профильных ЕГЭ для зачисления в вуз — не больше двух. Он не указал, как действовать вузам, установившим три-четыре испытания. Предложение господина Садовничего одобрил и. о. главы Рособрнадзора Анзор Музаев, добавив, что его ведомство рассчитывает провести ЕГЭ во второй половине июня. Выступил на мероприятии и глава Минобрнауки Валерий Фальков, правда, большая часть его речи передавалась без звука — то ли из-за технических неполадок, то ли «для служебного пользования».
После заседания заместитель главы Минпросвещения Дмитрий Глушко снова заявил в эфире «России 24» о двух экзаменах — уже как о решенном деле.
«Это будет два экзамена, которые выпускнику школы необходимо выбрать исходя из того, на какой факультет и в какой университет он поступает»,— сказал замминистра. Тогда же ряд СМИ получили от анонимного источника письмо заместителя главы Минобрнауки Дмитрия Афанасьева, которое 8 мая было направлено в Минпросвещения (есть и у “Ъ”). Из него следовало, что ведомство поддерживает идею отказаться от «базовой» математики как обязательного предмета для выпускников. В этом же документе сообщалось, что вузы просят не допустить значительного сдвига начала учебного года на более поздний срок, «что приведет к финансовым издержкам». «В условиях сохранения текущей эпидемиологической ситуации <...> Минобрнауки считает целесообразным предусмотреть возможность его (ЕГЭ.— “Ъ”) проведения в дистанционном формате»,— говорилось в письме.
После этого уже другой анонимный источник передал ряду СМИ письмо Анзора Музаева, которое 7 мая было направлено в Минобрнауки (есть в распоряжении “Ъ”). В нем сообщалось, что проводить экзамены в июле «нецелесообразно», поскольку могут сохраняться последствия текущей ситуации с коронавирусом. В связи с этим Рособрнадзор рекомендовал рассмотреть возможность сдачи ЕГЭ в период с 4 по 25 августа или с 11 по 31 августа. В письме говорилось, что Рособрнадзор «прорабатывает различные схемы проведения» ЕГЭ, в том числе возможность сдачи экзамена по русскому языку в течение двух дней, а не в единый для всей страны день, как раньше. За этим последовало официальное заявление замминистра просвещения Виктора Басюка: «Рассматривается вопрос отмены обязательных экзаменов по русскому языку и базовой математике для тех, кто поступает в вуз в текущем году».
К этому времени СМИ уже распространили информацию о том, что выпускникам придется сдавать всего два ЕГЭ по выбору. Но уже вечером, в 20:03, пресс-служба Минобрнауки официально заявила, что ведомство «не рассматривало» вопрос о сокращении количества предметов ЕГЭ до двух. «Что касается проведения экзамена в дистанционном формате, то такой вариант не исключается для маломобильных групп населения,— добавили там.— Решение о формате и сроках проведения ЕГЭ принимается Рособрнадзором по согласованию с Министерством просвещения». Это заявление окончательно запутало ситуацию. В Минпросвещения “Ъ” пояснили, что ведомство отвечает за два обязательных экзамена, которые надо сдать, чтобы получить аттестат,— это русский язык и «базовая» математика: «Мы их обязательность в этом году отменили. Экзамены по выбору для поступления в вуз — это уже к Минобрнауки». В Минобрнауки сказали, что не решают вопросы о количестве ЕГЭ.
Через полтора часа ТАСС опубликовал заявление министра просвещения Сергея Кравцова о том, что «выпускники школ смогут выбрать то количество экзаменов, которое им будет необходимо для поступления в вуз»:
«Как правило, помимо русского языка выпускники сдают не более двух экзаменов. При этом у них есть право выбирать то количество экзаменов, которое будет им необходимо для поступления. Вузы самостоятельно определяют количество экзаменов на ту или иную специальность».
Во многих странах существуют агентства, проводящие экзамены, министерства, которые курируют школу, и, помимо этого, ведомства, которые курируют высшее образование, говорит научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин: «Конечно, в острых ситуациях требуются большие усилия по координации. Но то, что происходит в острых ситуациях, не значит, что это не может работать в стабильной ситуации». По его мнению, возникшие проблемы в коммуникации между ведомствами не означают, что схему с разделением ведомств необходимо поменять: «Хорошо, что вектор у всех трех госструктур один — сохранить экзамен для тех, кто будет поступать в вузы. О деталях, думаю, они договорятся».