ФРС не уйдет в минус

Регулятор отвергает предложения по установлению отрицательной ставки

Глава Федеральной резервной системы (ФРС) Джером Пауэлл предупредил о долгосрочных рисках глубокой рецессии и падения занятости в США, призвав Конгресс и Белый дом предпринять новые шаги по поддержке американской экономики. При этом он сообщил, что в ФРС не рассматривают возможность выведения ключевой ставки с нынешнего околонулевого уровня в отрицательную зону, накануне о желательности таких действий заявлял президент США Дональд Трамп.

Президент США Дональд Трамп и глава ФРС Джером Пауэлл разошлись в понимании роли учетной ставки в экономике

Фото: EPA-EFE / Vostock Photo

Американская экономика может столкнуться с продолжительными негативными последствиями вспышки коронавируса, так как проблемы с ликвидностью в итоге приводят к банкротствам, предупредил в среду глава ФРС Джером Пауэлл. Он предложил Конгрессу США и Белому дому принять дополнительные меры помощи экономике. По его словам, фискальная поддержка, хотя и повлечет за собой увеличение дефицита бюджета (сейчас он составляет около 20% ВВП, в последние годы приемлемым считался уровень в 10%), но зато позволит экономике быстрее восстановиться.

Роль же ФРС господин Пауэлл обозначил как «покрытие временных проблем с ликвидностью», напомнив, что регулятор может «кредитовать, но не тратить».

ФРС уже трижды принимала решения о дополнительных мерах поддержки экономики в условиях пандемии. Сначала была снижена учетная ставка, затем было объявлено о предоставлении краткосрочной ликвидности, а в конце марта регулятор впервые пообещал использовать «весь набор мер», тем самым фактически сняв ограничение на объем выкупа активов. Помимо этого, были инициированы масштабные программы льготного кредитования бизнеса общим объемом $2,3 трлн (это примерно 10% ВВП страны, см. “Ъ” от 10 апреля). Со своей стороны, Конгресс утвердил три программы помощи на $2,9 трлн, что эквивалентно 14% ВВП.

В США потеряли работу уже более 20 млн человек. Среди тех, кто был занят в феврале и чей доход не превышает $40 тыс. в год, сейчас не работают 40%. С учетом столь резкого падения занятости потребление, вероятно, ждет медленное восстановление, указывают в ING Bank. Это, в свою очередь, окажет дополнительное давление на инфляцию — в апреле цены уже снизились на 0,8% месяц к месяцу (в том числе без учета продовольствия и энергии — на 0,4%).

Дональд Трамп накануне вновь призвал ФРС дополнительно снизить ставки, выведя их в отрицательную зону. Он отметил, что другие страны уже получают преимущества от этого (к такой мере прибегали в разное время ЕЦБ, центробанки Японии, Швеции и Швейцарии). Однако Джером Пауэлл в среду после выступления заявил, что участники Комитета по открытым рынкам ФРС в принципе не рассматривают подобную меру. В своей речи он также указал, что низкий уровень инфляции сопровождался в последние десятилетия накоплением дисбалансов в ценах активов. Опыт стран, где действуют отрицательные ставки, не рассматривается экспертами как однозначно успешный, добавляют в ING, замечая, что ФРС вряд ли сдвинет их и в обратную сторону в ближайшие полтора года.

Одной из проблем полемики вокруг отрицательных ставок является ощутимый разрыв между выводами в отношении эффектов перехода к «экономике отрицательных ставок», которые политики делают из стандартных экономических моделей, и более сложными построениями, которыми оперирует ФРС.

Основная проблема отрицательных ставок в том, что этот шаг может обсуждаться в ряду с другими лишь в концепции «наименьшего зла» и при невозможности иных вариантов нетрадиционной денежно-кредитной политики. Например, краткосрочная отрицательная ставка при прочих равных может быть приемлемым вариантом решения проблем с резким временным сокращением банковских капиталов. В общем же упрощенном случае предоставление денег под отрицательный процент при высоких рисках в экономике провоцирует банки на единственно рациональное поведение: зафиксировать прибыль, бесплатно генерируемую ФРС, не ввязываясь по существу ни в какие содержательные проекты. В этом смысле программы условно-безадресной раздачи денежных средств правительством, вплоть до «вертолетных денег», выглядят в большинстве случаев более разумной альтернативой отрицательной ставке.

Татьяна Едовина, Дмитрий Бутрин

Вся лента